moskovitza (moskovitza) wrote,
moskovitza
moskovitza

Category:

Ключи от звездного неба Ивана Стаднюка.

29,09 КБ
Прекрасный русский писатель Иван Стаднюк (1920 - 1994) посвятил свое творчество ратному и мирному подвигу советского солдата. Его романы («Война», «Люди не ангелы») и повести («Люди с оружием», «Человек не сдается») пользовались заслуженной любовью читателя. В кино Ивану Фотиевичу посчастливилось стать первопроходцем и – на три десятилетия - законодателем мод в таком нелегком жанре, как поэтический рассказ о становлении личности новобранца в ходе выполнения почетной обязанности – службы в наших доблестных вооруженных силах. А это действительно непросто – создать веселые и в то же время серьезные киноработы в таком жанре, не скатившись в дешевую развлекательность (как, например, в нелепых комедиях Клода Зиди «Новобранцы сходят с ума» или «Новобранцы идут на войну») или скабрезность (как в отвратительных киноподелках «Голубые уклонисты», «Горячая жевательная резинка 2: трое в армии» или «Запрещенный секс в лагере новобранцев»). Кинематографическая «трилогия» по сценариям Ивана Стаднюка о настоящей мужской закалке в армейском коллективе – это действительно лучшее, что создано в этом жанре. Иван Фотиевич по праву мог бы сказать о себе, перефразируя слова известного калининградского философа: «Zwei Dinge erfullen das Gemut mit immer neuer und zunehmender Bewunderung und Ehrfurcht: der bestirnte Himmel uber mir und der Dienstunterricht in mir».
Вот эти фильмы:
МАКСИМ ПЕРЕПЕЛИЦА, 1955
КЛЮЧИ ОТ НЕБА, 1964
СПОКОЙСТВИЕ ОТМЕНЯЕТСЯ, 1983


МАКСИМ ПЕРЕПЕЛИЦА

Нет в нашей стране человека, который хоть раз не смотрел эту веселую кинокомедию, не смеялся над похождениями озорного, непутевого, но доброго, отзывчивого и жизнерадостного новобранца Максима Перепелицы. Итог творческого содружества сценариста-дебютанта Стаднюка с опытным режиссером Анатолием Граником (уже снявшим к тому времени свой шедевр "Алеша Птицын вырабатывает характер") произвел на зрителя эффект разорвавшейся бомбы. В кино появился новый жанр! В прокате 1956 года фильм посмотрело 27.85 млн. зрителей. Максима (в его роли стремительно ворвался в кино прекрасный актер Леонид Быков) провожали в армию всей деревней. Все соседи, друзья и близкие очень волновались: оправдает ли несерьезный, легкомысленный, где-то даже безответственный парнишка почетное звание солдата Советской армии. Не подведет ли? Максим идет в армию с легкой душой: он уверен, что любимая его дождется. Поначалу у рядового Перепелицы все получается «не как у людей», но это его не пугает. Пытаясь избежать трудностей солдатской службы, Максим проявляет настоящие чудеса смекалки. Однако каждая хитрость обходится ему, как и положено, нарядом вне очереди. Тем не менее, под благотворным воздействием армейской службы и складывающихся десантных традиций (вспомним прыжок с Ли-2) Максиму удается остепениться и превратиться в серьезного и ответственного мужчину. Проявив смекалку и инициативу во время учений, герой получает звание младшего сержанта и в срок возвращается в родное село. В фильме звучат прекрасные мелодии любимейшего народного композитора Василия Соловьева-Седова.

Своим сценарием Иван Стаднюк нащупал действительно важную тему, потребность в раскрытии которой кинематографическими средствами была очень велика. В том же 1955 году вышел блестящий фильм Ивана Лукинского «Солдат Иван Бровкин», который также полюбился зрителю. Стало ясно, что хорошего кино о том, как армия превращает непутевых парней в настоящих мужчин, много не бывает. Можно говорить о вызванной пионерской работой Стаднюка первой волне российского кино о новобранцах. Герои блестяще сочетающего назидательную и приключенческую темы «Случая с ефрейтором Кочетковым» (1955) Александра Разумного, успешного сиквела «Иван Бровкин на целине» (1958) Лукинского, или его же «Прыжка на заре» (1960) стали прямыми наследниками смекалистого солдата из русских сказок. О каждом из этих фильмов следовало бы говорить отдельно и обстоятельно.

КЛЮЧИ ОТ НЕБА

Спустя почти десять лет после дебюта в кино Иван Стаднюк вернулся к своей любимой теме. Сценарий «Ключей от неба» попал в руки режиссера Виктора Иванова, уже имевшего за плечами прекрасный фильм «За двумя зайцами», и возвращение оказалось более чем удачным. Веселый рассказ о приключениях новобранца Ладоги (и снова с легкой руки Ивана Фотиевича зажглась яркая актерская звезда – на этот раз Александра Ленькова) не оставил зрителя равнодушным: в 1965 году фильм посмотрели 22.3 млн. зрителей.

Великолепная комедия ошибок, разыгранная в декорациях дружного боеспособного ракетного дивизиона, и сейчас смотрится на одном дыхании. Приключения лейтенанта Кириллова, новобранца Ладоги, юной Полины и доктора Анны, полные всевозможных несуразиц, ссор и веселых случайностей, в конце концов заканчиваются свадьбами двух счастливых пар... Невозможно без смеха смотреть, как герой Ленькова, опаздывая из увольнительной в белых тапочках, напарывается на начальство, или как ревнивая героиня уходит с гарнизонной танцплощадки с криком "Уведите меня отсюда немедленно!!!". Эффектным фоном для переживаний героев служит нелегкая служба ракетчиков – зритель может даже видеть, как входит в небо над Севастополем эффектное «облако помех». А сколько парнишек пришло в радиодело, увидев как герой картины собирает транзисторный приемник в мыльнице. Фильм растащили на цитаты ("Эй, рыбачок! Лодка нужна", - "Всем лодка нужна", или легендарное "Понятно мадам, понятно"), а песня, давшая ему название, стала неофициальным гимном ракетчиков:
Тверже шаг! Cлушай враг!
Страшись ответа грозного.
Нам по велению страны
Ключи от неба вручены,
Ключи от неба звездного!

Уже маститый сценарист Иван Стаднюк своей новой работой вызвал целую волну кинематографических подражаний, которая не затухала на протяжении последующих двух десятилетий. 60-70-е годы принесли советскому кинематографу множество удач в жанре комедии о новобранцах и их становлении. Нельзя не вспомнить блестящий фильм Евгения Шерстобитова «Не плачь, девчонка!» - смешной и трогательный рассказ о допризывнике Андрее Воробье, мечтающем о службе в армии, но признанном негодным к строевой службе. Или «Голубые молнии» Исаака Шмарука, о том как избалованному столичному пижону приходится постигать нелегкую армейскую науку в десантных войсках. Разумеется, каждый из перечисленных выше фильмов также заслуживает отдельного разговора. В начале 80-х годов, когда, казалось, вторая волна фильмов о мальчишках, становящихся мужчинами, стала угасать, неутомимый Иван Фотиевич, закончив дело всей своей жизни – многотомный роман «Война» - вновь вернулся к своей «киношной» профессии. Результат -

СПОКОЙСТВИЕ ОТМЕНЯЕТСЯ

В 1983 году король мосфильмовской комедии Мунид Закиров (через пару лет кинопрокат буквально взорвет его фильм «Хорошо сидим!») собрал потрясающий актерский ансамбль. Звезды первой величины - Олег Анофриев, Лариса Белогурова, Валерий Носик, Тамара Носова, Лидия Смирнова – сочли за честь сняться в новом фильме по сценарию Ивана Стаднюка. И вновь – как и в «Максиме Перепелице» - десант. Но на этот раз Иван Фотиевич как бы прощается и со своей темой, и со зрителем. Уже не сопливый мальчишка, но опытный сержант Николай Горовой зканчивает нелегкую службу. В начале фильма мы видим полученные им навыки: он эффектно водит БМД. Но вот после службы в Армии Николай возвращается в родное село и, преодолевая всевозможные трудности, поднимает на должную высоту колхозную художественную самодеятельность. Его намерения, упорство и завидное терпение оказались не напрасны: когда в село приехала телевизионная группа 'Алло, мы ищем таланты', перед телекамерами развернулось яркое музыкальное зрелище... «Звезды» десантируются буквально с неба! И снова звучит прекрасная песня (музыка Евгения Птичкина, слова Игоря Шаферана):
И вновь вижу рядом надёжных ребят,
И вновь парашюты раскрылись
Как с неба свалились про нас говорят
И правда мы с неба свалились.

Да, у Ивана Фотиевича Стаднюка действительно были ключи от неба! И он, как никто из наших кинематографистов, имел право сказать о себе, перефразируя слова Иммануила Канта: «Две вещи наполняют душу мою удивлением и благоговением, - это звёздное небо надо мной, и устав гарнизонной службы во мне".
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments