moskovitza (moskovitza) wrote,
moskovitza
moskovitza

Categories:

Шокирующая Синева (Shocking Blue).


Музыкальный фильм… В истории мирового кино такие картины, в которых сама музыка становится повествовательной тканью, в которых ритм фильма определяется музыкой, в которых танцует сама камера, можно, пожалуй, сосчитать на пальцах одной руки. Увы, после блестящего взлета (назовем лишь вершину - «Мою прекрасную леди»), жанр потерял свое своеобразие, растекся, обесформился. Теперь при слове «музыкальный фильм» зритель представляет себе очередной штампованный на голливудском станке мюзикл наподобие «Мулен-Ружа» с постномордым Ричардом Гиром и ходячей подмышечной впадиной Николь Кидман. Или «успешное продолжение» молодежной комедии, в которую продюсер напихал с десяток песенок Снуп Дога и т.п. «исполнителей», чтобы можно было при распиле рекламного бюджета вместе с другим мерчандайзом тиснуть и саундтрэк на потребу чернокожим подросткам из неблагополучных районов. Да и "Золотые глобусы" вручаются в какой-то загадочной объединенной номинации "лучший музыкальный фильм или комедия". Что же удивляться, что последним победителем в такой странной номинации стал английский фигляр, норовящий побольнее лягнуть Россию в ее мягкое подбрюшье.

В последние десятилетия практически никому из режиссеров мирового кинематографа не удавалось достичь такой чистоты жанра, чтобы зритель воскликнул: «Да, музыкальный фильм возвращается!». Разве что фон Триер в «Танцующей в темноте» сделал отчаянную попытку вырваться из рамок мюзикла, деструктурировать его по правилам «Догмы». Но – не получилось, возможно, виной тому сознательный мелодраматический пережим. А в нашем кино такой фильм есть. Фильм заслуженно любимый и незаслуженно забытый, породивший волну подражаний и высоко поднявший планку российского музыкального кино. Речь идет о фильме «МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ», вышедшем на экраны наши кинотеатров в далеком 1975 году. Разумеется, не следует путать его с одноименным телеспектаклем 1977 года и уж тем более - с недавней дешевой поделкой Марка Уотерса с Риз Уизерспун, получившей такое название в нашем прокате.

Бесшабашному парню Симиону Куку, весельчаку и любителю девушек (Всеволод Абдулов – стопроцентное попадание в роль), пришло время идти служить в армию. Он находчив, вынослив, а еще замечательно поет. Поэтому, попав в славный гвардейский десантный полк под начальство неравнодушного к музыке старшины Петро Головко (неподражаемый Роман Ткачук), Куку скоро становится гордостью части. С первого дня прохождения службы Симион заводит крепкую дружбу с однополчанами Нерсесом и Василием. Петро Головко предлагает трем друзьям организовать ансамбль. Идея ребятам нравится, и они решают назвать свое вокальное трио по начальным буквам имен его участников – «СиНеВа».

И вот настал день, когда по приглашению командования в военную часть должен приехать музыкальный руководитель молодого коллектива. Кто бы мог предположить, что это будет хрупкая симпатичная девушка (блистательная Лариса Еремина). Но Саша Карасик оказалась крепким орешком. Чего стоит только эпизод, где она колесит по улицам Кишинева на армейском «бобике» - машина на полной скорости несется по каскадной лестнице вниз и резко тормозит буквально в сантиметрах от воды. Ребята принимают ее помощь и «Синева» побеждает в "противостоянии" с гражданским ансамблем. А после службы Куку возвращается домой с симпатичной невестой...

Фильм о том, как любовь к музыке помогает пережить трудности армейской жизни и найти свою настоящую любовь, просто переполнен бесподобной, завораживающей музыкой Александра Зацепина. Она организует весь ритм картины, подчиняет себе действие и даже эмоции действующих лиц. Под эту музыку на экране разворачивается феерическая картина будней воздушного десанта, невероятные кадры с ВДП, волшебная круговерть лопингов, центрифуг и стапелей. Удивительна сцена заарканивания самолета в воздухе, надолго в памяти остаются и кадры с уносящимся в небо Симионом, осуществившим смелый прыжок из положения с раскрытой стабилизацией.

И конечно, песни. Потрясающие песни тандема Зацепин – Дербенев в исполнении всенародно любимых Аллы Пугачевой и Валерия Ободзинского. Потрясающие хиты Пугачевой («И кто виноват?») и Ободзинского («Если девчонка тебя избегает») раскрывают в этих прекрасных мастерах эстрады настоящие народные архетипы - продавщицу из промтоварного отдела с лицом, изъеденным бытом, и обаятельного алкаша - сторожа с галстучной фабрики. А шлягеры в исполнении ансамбля «Ариэль» («Волки гонят оленя», «Уходишь ты») наполняют звуковую ткань фильма мощными зарядами популярного в те годы фолк-рока. Особо следует выделить записанные Ободзинским "Песню о Первом прыжке" и «Марш десантников», от которых у зрителей перехватывает дыхание и стоит ком в горле:
"... ждет меня, ждет меня Люся,
ждет меня отчий мой дом.
Скоро там, скоро там появлюся
Я в берете голубом... "

Фильм стал режиссерским дебютом Михаила Бадикяну (1919-1998). В Молдавии Михаила Христофоровича, прожившего яркую интересную жизнь, буквально боготворят. Для него не существовало границ - в двадцать лет он прорвался из Кишинева в Бухарест и устроился там на службу в театре. (С тех пор такой отчаянный рывок через кордон удался только недавно – в 2003 году - молдавской женской сборной по подводному хоккею, члены которой не захотели подобно большинству соотечественников превратиться в corps sans organes). После войны Бадикяну оказался в Рязанском драматическом театре, потом на семь лет угодил в один лагерь с Солженицыным, а освободившись в 1956 году, стал художественным руководителем и главным режиссером Народного театра в Спасске. С 1963 года Михаил Христофорович связал свою судьбу со студией «Молдова-фильм». Там Бадикяну сразу стал талисманом великого режиссера Эмиля Лотяну, ведь именно он в 1965 году нашел на троллейбусной остановке у кинотеатра "Патрия" и привел на съемочную площадку фильма «Красные поляны» свежую, юную Светлану Фомичеву, ставшую Светланой Тома. На этом кадре из фильма сам Бадикяну (мош Илуцэ), Мартелашвили (буртэ Мокану) и Тома (Иоанна).

Бадикяну много играл, но режиссером стал только в 1975 году и именно на съемках «Между небом и землей». Окрыленный успехом фильма, Михаил Бадикяну выпустил еще две картины – революционно-историческую драму «Подозрительный» (1978) с Родионом Нахапетовым и Светланой Тома и бесшабашную комедию об инженерах ЭВМ «Здравствуйте, я приехал!» (1979) с Леонидом Каневским, Светланой Тома и ее маленькой дочуркой – Ириной Лачиной-Тома. Этот фильм, рассказывающий о том, как выпускник технического вуза внедряет в работу отдела снабжения крупного завода последние достижения электронно-вычислительной техники, очень скоро стал «библией» логистиков и сисадминов. Как и любимый им Хичкок, Бадикяну любил появляться в камео в своих режиссерских работах. Вот он в роли отца Куку - главного героя фильма «Между небом и землей».

Помощником Михаила Бадикяну на площадке стал молодой режиссер Валерий Харченко (1938). Дебют был для него более чем удачным. Спустя несколько лет он вновь встретился с Александром Зацепиным как второй режиссер музыкальной комедии Мукадаса Махмудова «Повар и певица», в которой путешествующие по малодоступным районам Памира Рустам Уразаев и Махфират Хамракулова пели голосами Михаила Боярского и Аллы Пугачевой. В дальнейшем Харченко связал свою судьбу с телевидением.
А фильму «Между небом и землей» суждена была долгая счастливая жизнь. Прямо с экрана в народный фольклор шагнуло слово «синева» («царский офицер был выбрит в синеву и слегка пьян, а советский – слегка выбрит и пьян в синеву», «взяли литр синевы», и т.п.), а бойцы 7-ой гвардейской ВДД из города Новороссийска даже назвали свою группу "Синева". Картина вызвала и волну подражаний, некоторые из которых даже приблизились к той планке музыкального фильма, которую задал Бадикяну. Это, несомненно, "Городская фантазия", "Душа", «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх». Но успех этих картин уже не мог переломить общемировую тенденцию упадка и размывания жанра музыкального фильма. «Между небом и землей» остался последним и непобежденным…
Нет на свете чудес,
Нет на свете чудес.
Не бояться нельзя высоты, высоты
Только прыгнув с небес,
Только прыгнув с небес,
Можно стать с высотою на ты

http://community.livejournal.com/drugoe_kino/1230696.html
.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments