moskovitza (moskovitza) wrote,
moskovitza
moskovitza

Моя 10-ка лучших фильмов про оборотней.

10,36 КБ
Фильмы про оборотней часто остаются в тени более популярного киножанра – историй про вампиров. А между тем нашему зрителю всегда был интересен увлекательный рассказ о том, как человек меняет кожу, выворачивается и перекидывается. Особая сверхчеловеческая эстетика скрывающего «истинное лицо» оборотня привлекала и продолжает привлекать миллионы зрителей, которые, к сожалению, в последнее время все чаще оказываются в сомнительном обществе профессора Лупина и ему подобных псевдо-оборотней. Вот почему я решила составить свою десятку лучших фильмов про оборотней.

1 Государственный преступник

Фильм Николая Розанцева, вышедший на экраны в 1965 году, и сейчас остается живой классикой кино про оборотней. Оборотень Юрий Золотницкий умело затаился среди обычных людей еще со времён войны. Оборотень, повинный в гибели сотни людей, буквально сменил кожу – купив краснокожую паспортину на имя Чернышева. Чернышев тоже не растерялся и украл краснокожий паспорт на имя Утехина. Новоявленный Утехин обосновывается в Риге, а оборотень Чернышев устраивается в Ленинградский аэропорт бортмехаником. Девушка-бортпроводница Майя Чернышева (красавица Алина Покровская), которая после смерти матери решила, наконец, найти родного отца, встречается с оборотнем Чернышевым и признает в нем своего отца…
Распутать эту историю под силу только молодому ленинградскому следователю по особо важным делам Андрею Поликанову (убедительный Александр «Шурик» Демьяненко), влюбленному в Майю. По его совету Майя начинает следить за своим отцом, как героиня Ингрид Бергман в хичкоковской «Дурной славе» шпионит за собственным мужем —нацистским агентом, сбежавшим от правосудия в Южную Америку. Актер Сергей Лукьянов в роли Золотницкого-Чернышева демонстрирует психологически тонкую игру, высоко поднявшую планку кино про оборотней: когда Золотницкого разоблачают, его скрытый облик вдруг проявляется через перемену легчайших теней на лице, мускулы затвердевают в маску оборотня. В 1965 году фильм посмотрело почти 40 млн. зрителей, а члены съемочной группы, в то числе, сценарист Александр Галич, известный также как певец и композитор, были удостоены престижной премии КГБ СССР.

2 Без права на пощаду

Студия «Саратов-телефильм» в 1970 году выпустила, пожалуй, самый убедительный триллер про оборотней в белых халатах. Режиссер Леонид Полонский, пригласивший в картину практически всех актеров Саратова, которые не участвовали в других съемках и не находились в длительном запое (таких набралось 14 человек - Борис Белов, Юрий Киселев, Борис Дмитриев, Римма Белякова, Валентина Ермакова, Валентина Строганова, Ирина Афанасьева, Юрий Сагьянц, Виталий Молодецкий, Владимир Аукштыкальнис, Николай Дуксин, Елена Росс, Константин Булгаков, Валентина Немцова), минимальными изобразительными средствами раскрыл тему врача-маньяка, которым движут темные инстинкты оборотня. Фильм начинается обыденно - в заводском поселке убита молодая женщина. Однако что-то в почерке убийцы кажется следователю странным. В ходе расследования выясняется, что убийца — не кто иной, как врач местной больницы Борисенко. Объяснение странностям Борисенко находится только к концу фильма - оказывается, что убийца в белом халате во время войны был пособником фашистов. Это еще один из специально подготовленных оборотней, использовавшихся неприятелем для глубокой разведки и ликвидации людей, находящихся на вражеской территории. Своей блестящей актерской работой Борис Белов, не прибегая к помощи грима, заткнул за пояс Лона Чейни старшего и младшего. Успех картины натолкнул ленинградского режиссера Евгения Юфита на идею создания фильма «Санитары-оборотни».

3 Человек в проходном дворе

В проходном дворе маленького прибалтийского городка найден труп бывшего подпольщика Григория Михайловича Юшкова. Этого человека (впрочем, человека ли?) считали погибшим в годы войны. В те же годы при странных обстоятельствах нацистами был уничтожен партизанский отряд и все городское подполье. Подпольщиков предал один из своих – оборотень по кличке "Кентавр", которого так и не удалось найти. Каковы мотивы убийства Юшкова и не является ли он "Кентавром"? Для выяснения всех обстоятельств случившегося КГБ посылает на место молодого сотрудника Бучинкова (образ честного самоотверженного чекиста с привычной небрежностью создал Геннадий Корольков). Выдавая себя за студента, приехавшего за приработком, герой селится в гостиничный номер, где проживал погибший. Бучинкову удается разоблачить предателя, который сотрудничал с фашистскими оккупантами, и попутно изобличить шайку стяжателей.
Режиссер Марк Орлов, вдохновившись остросюжетной повестью Д.Тарасенкова, сделал не просто добротный фильм об оборотнях. Картина – эталон довженковского качества. Прибалтика здесь представлена в привычном для современного зрителя (но смелом для 1971 года) образе сумеречной зоны, прибежища шпионов и затаившихся врагов, где невозможно заселиться в гостиницу, не споткнувшись о нацистского преступника, а ликантропия является привычным состоянием сотен тысяч жителей.

4 Венька - охотник за шпионами

Опытный режиссер Василий Паскару стал основателем нового киножанра – рассказов о детях, выбранных самой судьбой для битвы с силами зла (из многочисленных подражаний назовем лишь бесконечную жвачку «Баффи — истребительница вампиров»). Венька - герой картины, снятой на студии Молдова-фильм в 1972 году - пионер, за свою смелость и отчаянность получивший прозвище «Western - боевик». Любознательный Венька объявляет себя красным следопытом и пытается разгадать тайну своего односельчанина, пропавшего без вести на фронте, чтобы восстановить его честное имя. В ходе расследования Венька выходит на след оборотня - военного преступника, расстрелявшего своих товарищей ради спасения собственной жизни. Чтобы не спугнуть предателя и не обидеть невинных людей, Венька решает провести расследование самостоятельно. Но против оборотня нет ни доказательств, ни улик. Предателя решено ловить на... фотографию. Такое по силам далеко не каждому. Но Паскару убедительно показывает, что Венька – не простой следопыт, а настоящий истребитель оборотней, получивший физическую силу, ловкость, интуицию и способность к предвидению, которая обычно проявляется во снах. Мальчишка сумел не только вычислить предателя, который жизнью других заплатил за свою, но и помешать ему дальше безнаказанно убивать свидетелей своего бесславного прошлого. В фильме под проникновенную музыку Евгения Дога взошли актерские звездочки Игоря Сахарова и Игоря Бочкина.

5 Меченый атом

Выдающийся мастер политического детектива Игорь Гостев дебютировал на Ленфильме в 1972 фильмом про оборотней, которых цинично используют в своих целях иностранные спецслужбы. Шпиону западной разведки Сальге (убедительно отталкивающий Владимир Самойлов) дано задание – проникнуть в СССР с целью выявления оборонной мощи страны. Для выполнения задания он должен использовать оборотней, ставших в годы войны на путь предательства и теперь скрывающихся от правосудия. Одним из таких оборотней является бывший каратель, а ныне - частнопрактикующий врач Раскольцев (пробирающий до дрожи Михаил Погоржельский). Сценарист Федор Шахмагонов умело акцентирует здесь тему убийц в белых халатах - ведь в советские времена заниматься частной медицинской практикой разрешалось только оборотням. Другой – некто Шкаликов (Павел Кормунин), якобы скрывающийся от семьи, а затем и вовсе исчезающий при странных обстоятельствах. Следственным органам становится известно об исчезновении Шкаликова, и чекисты берут преступную деятельность Сальге под свой контроль. Теперь оборотни будут работать на нас – через них Сальге станет снабжать иностранную агентуру ложными данными. Но такое положение не может длиться вечно. Впереди – напряженная погоня набившихся в «Волгу» чекистов за раздолбанным ЗИЛом с оборотнем за рулем и неожиданные повороты сюжета… В прокате 1974 года увлекательную картину про оборотней посмотрело 27.7 млн. зрителей, а годом позже ее создатели были удостоены Государственной премии РСФСР и Серебряной медали им. А.П.Довженко.

6 Ночной мотоциклист

В 1972 году довженковец Юлий Слупский снял картину «Ночной мотоциклист» по одноименному остросюжетному роману Виктора Смирнова. Оборотень в картине Слупского умело притворяется пожилым бухгалтером Фесенко (инфернальный старик Степан Крылов) из провинциального городка Колодина. Как и положено душегубу-оборотню, бухгалтер удовлетворяет свою кровожадность ночью – он мчится на похищенном в спортклубе мотоцикле и расправляется со свидетелями военных преступлений при помощи роммелевской финки - зловещего оружия оккультных нацистских ритуалов. Убийство инженера Федора Николаевича Осеева, бывшего узника гитлеровского концлагеря, становится главным ключом к ходу расследования. Никаких следов борьбы на месте преступления не обнаружено, но из дома Осеева похищены деньги и кто-то рылся в бумагах и документах убитого. Что послужило мотивом преступления: ограбление или страх, который кому-то внушал Осеев? Так молодой следователь Павел (безупречный красавец Николай Олялин) выходит на след оборотня - одного из палачей концлагеря, чудом избежавшего возмездия.

7. Спасенное имя

Режиссер Виталий Демин снял эту картину на студии «Молдова-фильм» в 1972 году по одноименной повести известного молдавского писателя Константина Шишкана. В ту пору движение "Красных следопытов" только набирало силу – было решено использовать поисковые отряды школьников как уникальных носителей "непосредственного знания", дающего им возможность распознавать оборотней. Об одном их таких детей–охотников на оборотней – Гришке Хамурару (в его роли снялся юный актер Валерий Зубарев, уже известный по фильму «Доживем до понедельника») - и рассказывает фильм.
Гришка - внук подпольщика Самсона Хамурару, которого в молдавской деревне Виорены несправедливо считали предателем, загубившим в годы войны партизанский отряд, решился на собственное расследование, чтобы восстановить доброе имя деда. Именно в этот момент в село приезжает некий Морозан, выдающий себя за художника. В годы войны он попал в плен вместе с Самсоном Хамурару, не выдержал испытаний пытками и предал отряд, обвинив в этом других, а теперь вернулся, чтобы убедиться в отсутствии доказательств своей вины.
В роли оборотня Морозана блистает знаменитый Виктор «Вилли» Бурхарт. Бурхарт точно передает душевные смятения Морозана, его страх перед неминуемым разоблачением. Но одновременно актер передает и коварство оборотня, его умение прятать свое истинное лицо под личиной добропорядочного человека, заметать следы, его готовность пойти на самые крайние меры, чтобы уйти от разоблачения. Надо ли говорить, что наделенный уникальным чутьем юный охотник за оборотнями Гришка, его друзья (яркие работы Сережи Попа, Оли и Сережи Цуркан и других) и бывший партизан Кайтан разоблачают предателя и восстанавливают доброе имя героя-подпольщика Самсона Хамурару.

8. Следы оборотня

Отечественные оборотни на протяжении нескольких десятков лет были основным источником вдохновения наших кинематографистов. В середине 80-х Литовская киностудия предприняла крайне успешную попытку рассказа о знаменитых латиноамериканских оборотнях – участниках операции "Санрайз" с новенькими документами в карманах. Советский журналист Алешин (мужественный Сергей Шакуров), аккредитованный в одной из латиноамериканских стран (скорее всего, действие происходит в Аргентине), становится свидетелем похищения фотокорреспондента Карденаса. Карденас успевает перед смертью выбросить из окна отеля фотопленку. Алешин, поймавший фотопленку, проявляет ее с помощью своего друга — фотокорреспондента Вергара (элегантный Регимантас Адомайтис). Загадочная фотопленка, на которой запечатлены очень важные персоны, адресована местному миллионеру Уго Винчеро. Отважному спецкору Алешину удается встретиться с Винчеро, и тот делится своими подозрениями: «крестный отец», вырастивший его и сделавший богатым, пользуется им для прикрытия своих темных дел. Той же ночью промышленника Винчеро находят убитым. Журналист и его друг, рискуя жизнью, начинают расследование по фотографии, как в свое время легендарный Венька «Вестерн» Боевик. Режиссер Альгимантас Грикявичус и оператор Донатас Печюра при создании фильма, очевидно, вдохновлялись латинской школой хоррора. Шлейф убийств, тянущийся за загадочным человеком без лица, лишь на последних минутах фильма приводит охотников на оборотней к солидному бизнесмену, контролирующему управление экономикой страны. Это не кто иной, как бывший покровитель, а затем убийца Уго Винчеро – обернувшийся нацистский преступник.... Особую убедительность придает фильму участие актеров-иностранцев - Лилианы Лавалье, Оскара Кандия, Роберто Фиоре, Оскара Ортиза, Хорхе Петрахиа, Освальдо Санторо.

9 Без срока давности

Эдгар Ходжикян поставил в 1986 году на Мосфильме увлекательную историю о возвращении оборотней. В годы войны житель маленького приморского городка Семен Пайгин (зловещий Всеволод Сафонов, за плечами у которого уже была яркая роль оборотня Дросова в сериале «Совесть») стал фашистским прихвостнем, а после разгрома фашизма бежал за границу и перекинулся в иностранца Сэма Пейджа. Но оборотню за рубежом пришлось несладко – его разыскала одна из иностранных разведок и под угрозой разоблачения заставила работать на себя. Сэм Пейдж получает сверхсложное задание – вместе с двумя другими агентами вернуться на родину, найти спрятанные эсэсовцами списки тайных агентов СС, разыскать бывших агентов – оборотней – и путем шантажа вернуть их к преступной деятельности. Сорвать маску Пейджа с оборотня Пайгина и разоблачить целую группу оборотней - бывших фашистских агентов – предстоит отважному и вдумчивому следователю КГБ Алексею Столярову (обаятельный и мужественный Борис Щербаков). Зрителю доставляет огромное удовольствие самостоятельно вычислять оборотней в бесконечной галерее персонажей картины.

10. Убийство на Ждановской

Опытный ингушский режиссер Суламбек Мамилов решил в непростом для кинематографа 1992 году снять картину о войне двух кланов оборотней – в погонах и в штатском. В основу фильма положена книга бывшего следователя Генпрокуратуры СССР Владимира Калиниченко «7060 дней из жизни следователя», рассказывающая о том, как пьяные оборотни в погонах, владычествующие в мрачных катакомбах московского метро, по привычке убили подвыпившего пассажира, на поверку обернувшегося полковником КГБ СССР в штатском. Этот инцидент, случившийся в 1981 году, стал поводом к расправе с руководством оборотней в погонах и послужил укреплению власти оборотней в штатском. В фильме высокопоставленный офицер КГБ прямо говорит министру внутренних дел Щелокову, пока тот знакомится с собранным на него досье: «Нет ничего удивительного, если охрану правопорядка доверяют преступникам...».
Пожалуй, обилие псевдо-документального материала не позволило маститому Суламбеку Мамилову полностью раскрыть тему разобщенности оборотней, показать знаменитые "пятна на мундире" и одновременно сохранить зрелищность. Режиссер явно пощадил зрителя, добавив в картину теплые бытовые эпизоды, в которых блистают Иван Бортник и Люсьена Овчинникова. Тем не менее лента "Убийство на Ждановской" стала первой попыткой рассказать кинематографическими средствами о новых оборотнях, пришедших на смену военному поколению. Жизнь наверняка подарит кинематографистам еще множество интересных сюжетов об оборотнях в погонах и в штатском, а значит, обязательно будут продолжены традиции прекрасного кино об оборотнях.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →