moskovitza (moskovitza) wrote,
moskovitza
moskovitza

Category:

Моя 10-ка лучших кино-ремейков.


В последние годы мутная волна посредственных ремейков мировой киноклассики с головой захлестнула Голливуд и многие национальные кинематографии. В условиях непрерывного кризиса идей дельцы от кино ради хороших кассовых сборов снимают один ремейк за другим. На днях режиссер Ридли Скотт во всеуслышание призвал продюсеров прекратить паразитировать на кино-ресайклинге. В Голливуде объясняют прибыльность ремейков необразованностью молодежной аудитории – основных потребителей кинопродукции. Это и неудивительно. Подростки, годами смотревшие в пластмассовые гляделки гарипотеров, орландоблумов и прочих трансформеров-2, в состоянии проглотить любую дрянь под видом кино.

Сейчас, когда производство ремейков поставлено на коммерческий конвейер, полностью забылось их действительное предназначение – дарить зрителю радость переосмысления старых сюжетов. Вот почему я решила составить свою 10-ку лучших ремейков, на которые стоит равняться. Вот эти ремейки:

1. Его звали Роберт.

Картина ленфильмовца Ильи Ольшвангера об ученом и его двойнике-андроиде (1967) удивительно похожа на снятый годом раньше фильм Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Формула радуги». В «Формуле радуги» молодой ученый Владимир Бантиков (брутальный Николай Федорцев) создал своего двойника - робота Яшку, который принялся вредить репутации создателя. В фильме Ольшвангера молодой ученый Сергей Куклин (секс-идол Олег Стриженов) создает своего двойника - андроида РБ-235, получившего имя Роберт. И здесь начинается множество смешных и нелепых ситуаций, в результате которых робот оказывается лучше и чище своего создателя. Как указывает наш выдающийся киновед Сергей Кудрявцев – непререкаемый авторитет во всем, что касается истории кино – «фильм Ольшвангера вышел на экраны в июле 1967 года, то есть снимался на самом-то деле летом 1966-го». Таким образом, перед нами невероятный случай, когда «ремейк» снимался практически одновременно с оригиналом. Конечно, как справедливо указывает опытный киновед, это никакой не ремейк, а всего лишь простое совпадение, но так хотелось бы назвать «Его звали Роберт» самым быстрым ремейком в истории кино. Соперничать с ним по скорости может разве что мосфильмовская картина «Счастливая, Женька!» (1984) с Еленой Цыплаковой в роли медсестры Женьки – ремейк-погодок молдавской ленты «Будь счастлива, Юлия!» (1983) с Еленой Прокловой в роли медсестры Юлии.

2 Эти невинные забавы

Это, наверное, самый дерзкий ремейк в истории кино. Молодой режиссер Август Балтрушайтис решил во что бы то ни стало дебютировать в кино рассказом об андрогинной природе человека, так же, как это сделал его кумир – великий американский кинематографист Эд Вуд. Для этого Балтрушайтис, вдохновляемый фильмом Вуда «Глен или Гленда» (1953), пошел на невиданный подлог. Запустившись в 1968 году на Ленфильме с экранизацией детектива «Каникулы Кроша», он решительно вымарал из сценария все сцены с участием главного героя – Сергея Крашенинникова (Кроша). Его заменила загадочная девочка Оля (инженю Ольга Калмыкова), которая, приехав в Ленинград, немедленно переодевается в мальчика, называет себя Колей, проникается проблемами дворовых мальчишек и становится полноправным членом их мужской компании... "Девочке-мальчику" предстоит много забавных, а иногда и опасных приключений в ходе розыска японской скульптуры для коллекции одного подозрительного типа. Комиссию по приемке фильма и миллионы зрителей захватил не столько посредственный детективный сюжет Рыбакова, сколько истинно вудовский гендерный саспенс: кто перед ними? Глен или Гленда? Коля или Оля? Надо ли говорить, что в унылом сериале «Каникулы Кроша», снятом 10 лет спустя, этой сюжетной линии нет и в помине.

3 Ночной мотоциклист

На переломе 60-70- годов прошлого века советские кинематографисты открыли для себя волшебный мир фильмов категории «Б». В спор за лучшее освоение американского кинонаследия вступили «Беларусьфильм» («бэшки»), студии Горького (кино-«г») и Довженко («Д»-мувиз). В 1972 году довженковец Юлий Слупский снял «Ночного мотоциклиста» - одновременно ремейк легендарной картины Расса Мейера «Мото-псих» (1965) и трибьют признанному мастеру DD-movies. Слупский заменил безумного ветерана Вьетнама байкера Мрахмина на оборотня-нациста Фесенко, тем самым виртуозно введя в картину излюбленную тему Мейера – «нацистский след». Пожилой бухгалтер оказывается на поверку недобитым фашистским прихвостнем (вспомним мейеровского Мартина Бормана, доживающего свой век на бензоколонке в американской глубинке).
Фесенко мчится сквозь ночь на похищенном в спортклубе мотоцикле и расправляется со свидетелями военных преступлений при помощи зловещего оружия оккультных нацистских ритуалов. В фильме блистают легендарные довженковские монстры – Степан Крылов и Константин Степанков - наш Бела Лугоши, как ласково называли его на студии. Королей ужаса такого калибра в фильмах Мейера не встретишь!

4. Братья Рико.

Эта гангстерская сага, снятая на "Беларусьфильме" в 1980 году режиссером Геннадием Ивановым – больше, чем просто римейк известной американской истории о крестном отце. Разумеется, сюжетная канва «Крестного отца» и «Братьев Рико» схожа. Действие картины начинается в 1932 году во время разгула организованной преступности, вызванного сухим законом. В одном из районов Нью-Йорка погибает Чезаре Рико, глава семьи, муж и отец троих сыновей. Его случайная смерть навсегда связала судьбу вдовы Джeлии Рико и ее сыновей с главарями мафии... На этом, пожалуй, сходство ремейка с оригиналом заканчивается. А начинается – блестящая актерская игра, после которой уже не таким бесспорным выглядит лицедейство Марлона Брандо, картинно сипящего с теннисными мячиками за щеками. Блистают все участники актерского состава, главные и второстепенные – и гангстер Сид Кубик, с размахом сыгранный Николаем Пеньковым, и бездушный хищник Эдди, история которого оживает в подаче Геннадия Бортникова. Украшением фильма кроме восхитительной Людмилы Чурсиной (Джeлия Рико) стали изысканные Гражина Байкштите (Элис) и Анна Твеленева (Нора). Без нагромождения эпизодов жестокости и насилия Геннадий Иванов подводит зрителя к пониманию преимуществ капитализма и организованной преступности.

5. Ошибка Тони Вендиса

Фильм, снятый в 1981 году на киностудии «Молдова-фильм» опытным Василием Брескану, по праву стал лучшим римейком Хичкока. Взяв за основу картину Хичкока «В случае убийства набирайте М», Брескану не просто отдал дань уважения ( hommage) великому мастеру ужасов, сняв свою версию шаг в шаг, слово в слово по оригиналу (задолго до предприимчивого Ван Сента), но и превзошел оригинал благодаря двум невероятным удачам – блестящему кастингу и феноменальному использованию визуальных мотивов. Собранный Брескану актерский ансамбль (Игорь Костолевский, Милена Тонтегоде, Александр Филиппенко, Пауль Буткевич) легко переигрывает хичковских горе-актеров - пластмассового Роберта Каммингса и вяло таращащую испуганные глазенки Грейс Келли. А уникальная энергия атрибутов заграничности, какими они представлялись воображению творческого коллектива «Молдова-фильма», придает особую «хичкоковскую» плотность кинематографической структуре «Ошибки…». Брескану превосходит здесь Хичкока во внимании к мелочам и умении фиксировать внимание зрителя на деталях.

6. Выйти замуж за капитана

Кому как не опытному ленфильмовскому режиссеру Виталию Мельникову следовало поручить съемки римейка популярной голливудской мелодрамы «Офицер и джентльмен» (1982). В американском оригинале офицер военно-морского флота Зак Майо (постномордый Ричард Гир) знакомится в увольнительной с местной девушкой. Красавица Пола (злобная дурнушка Дебра Уингер), лелеявшая лишь одну мечту - подцепить офицера в мужья, не только вышла замуж за Зака, но и по-настоящему полюбила его... Мельников, за плечами которого уже были «Семь невест ефрейтора Збруева», «Мама вышла замуж», «Женитьба», «Ксения, любимая жена Федора», «Чужая жена и муж под кроватью», легко снял еще одну матримониальную ленту. Нашему Ричарду Гиру (витальный Виктор Проскурин) уже за тридцать. Немногословный и принципиальный капитан-пограничник Александр Блинов не склонен к легкому флирту и мечтает о большой и чистой любви. В отпуске он встречает фотокорреспондентку - несколько безрассудную и абсолютно беззащитную, вечно опаздывающую Елену (лиричная Вера Глаголева). Смогут ли влюбленные объединиться на далекой пограничной заставе после шумной ссоры? Ответом на этот вопрос озадачились 11.5 млн. зрителей в одном только 1986 году.

7 Аэропорт со служебного входа

В 1986 году мосфильмовец Борис Яшин наглядно показал превосходство советской производственной кинодрамы над ее голливудскими аналогами. Кинематограф, подаривший миру такие производственные шедевры как «Самый жаркий месяц» Карасика и «Премия» Микаэляна, просто обязан был отреагировать на бесконечную череду голливудских историй о том, как профессионалы авиаперевозок докучливо выясняют между собой отношения на рабочих местах. Римейк Яшина выбил из топа зрительских интересов сразу три таких поделки – "Аэропорт" Джорджа Ситона, "Аэропорт 1975" Джека Смайта и "Аэропорт 77" Джерри Джеймсона… Из-за сильного снегопада, обрушившегося на город, на сутки прекратился вылет самолетов. Тысячи пассажиров скопились в зале ожидания. Работая в эту трудную смену вместе, ранее конфликтовавшие начальники двух смен оценят друг друга, будут действовать согласованно, и каждый пересмотрит свои профессиональные и нравственные позиции... Впервые внутренний мир аэропорта в критической ситуации был показан так реально и живо (впоследствии Голливуд расхватал картину на цитаты – достаточно вспомнить начало первого «Крепкого орешка»). Точно подмеченные бытовые и профессиональные детали, безупречный выбор актеров с унылыми тяжеловесными мордами «профессионалов своего дела» (Дальвин и Петр Щербаковы, Юрий Беляев, Георгий Юматов) создает впечатление документальности событий. Это классический “настоящий ремейк” (true remake), который “уничтожает” оригинал, то есть устраняет потребность в его пересмотре.

8. То мужчина, то женщина

Спустя двадцать лет после триумфа «Этих невинных забав» наш кинематограф вновь пополнился римейком классического фильма Эда Вуда «Глен или Гленда» (1953). В 1989 году с нелегкой задачей сделать римейк, не повторив предыдущий опыт, справился Александр Ноговицын. Несмотря на неограниченные сценарные возможности, предоставленные перестроечной Свердловской киностудией, режиссер предпочел использовать в качестве сюжетной канвы ремейка проверенную историю российского кавалериста-трансвестита. Актриса, готовящаяся сыграть легендарную Надежду Дурову, мысленно перевоплощается в свою будущую героиню и переживает один гендерный кризис за другим... Кто перед нами – мужчина или женщина, спрашивал зритель, завороженный блестящей игрой Натальи Вилькиной. Великолепная актриса, черты лица которой были ассиметричными и неправильными, в этой картине застыла где-то на полпути между Марлен Дитрих и Веркой Сердючкой. После съемок Вилькина ушла в свой последний запой, который закончился скоропостижной кончиной актрисы в возрасте 43 лет.

9. Попугай для сыщика

И вновь Хичкок, но уже не молдавский, а украинский. В 1991 году на студии «Укртелефильм» режиссер Эдуард Дмитриев порвал в клочья хичкоковскую ленту «Окно во двор» (1954). На этот раз никакого пиетета к оригиналу – режиссер поставил своей целью максимально запутать зрителей. Если Хичкок снял «Окно во двор» по рассказу Уильяма Айриша "Должно быть, это убийство", то Дмитриев снял «Попугай для сыщика» по рассказу Уильяма Айриша «Окно во двор». У Хичкока вуайеризмом занимается прикованный после перелома ног к постели фотограф Джефф Джеффрис, у Дмитриева - перенесший травму сыщик Джефф. Одиночество фотографа скрашивают медсестра и невеста, одиночество сыщика – попугай Молли, девочка, изрыгающая брань. Таких маленьких подстановок в фильме более чем достаточно, и зритель начинает не только смотреть в окно вместе с героем, пытаясь понять, куда исчезла больная жена мистера Торвальда, но и разбираться в ремейковских ловушках, расставленных режиссером. Первый ремейк эпохи постмодерна! Дмитриев незаметно подавляет и вытесняет оригинал, внушая зрителю мысль о культурном превосходстве ремейка.

10. Счастливого рождества в Париже!

Уже подзаголовок ленты, снятой режиссером Ольгой Жуковой (автором таких шедевров как «Ночь длинных ножей», «Шоу для одинокого мужчины» и «Танго на Дворцовой площади») в 1991 году – «Банда лесбиянок» - подсказывает нам, что речь идет о римейке потрясающей драмы Расса Мейера «Быстрее, киска, убивай, убивай» (1965). Юные лесбиянки - Рыжик, Черныш и Ландыш - заманивают на "хазу" пожилых сладострастных мужчин, обирают их и душат.. Фильм, как и оригинал, изобилует натуралистическими кадрами и жестокими сценами, хотя и не открывается классическим приветствием «Дамы и господа, добро пожаловать в мир насилия!». Юные ангелы ада, возглавляет которых инфернальная Алика Смехова – Тура Сатана советского кино, - готовы на любые преступления, чтобы вырваться из бедного и беспросветного существования в окружающей их российской действительности. Ремейк здесь выступает в качестве мощного социо-культурного текста.

Это лишь десять лучших из множества прекрасных ремейков, которые составляют славу этой разновидности мировой киноиндустрии. Список, конечно же, можно продолжать. А есть ли у вас любимые кино-ремейки? Какие? Интересно было бы узнать!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments