moskovitza (moskovitza) wrote,
moskovitza
moskovitza

Categories:

Моя 10-ка лучших фильмов noir.

30.93 КБ
Как можно не любить film noir! А главное – даже самые изысканные поклонники «большого кино» могут безбоязненно признаться в своей страсти к этим картинам. Ведь фильм нуар первым перешел из разряда второсортной, презираемой критиками кинопродукции категории «Б» в категорию киноклассики - высокого искусства. Эта история превращения Золушки в Принцессу, случившаяся благодаря особому «французскому взгляду», всегда будет волновать киноманов. Можно, конечно, устраивать схоластические дискуссии о том, что такое нуар - жанр, стиль или цикл. Но куда интереснее снова и снова вглядываться в экран в поисках новых открытий, руководствуясь при этом словами Сиднея Поллака: "Я узнаю его, когда увижу, но не могу описать словами". Поэтому я решила составить свою 10-ку лучших film noir:

1 Два билета на дневной сеанс.

Полосатые тени от оконных жалюзи ложатся на лицо Дзержинского, прилепившегося фотографией на голой стене кабинета полковника Николая Николаева - начальника отдела ОБХСС… Режиссер Герберт Раппапорт, десять лет проработавший рядом с классиками немецкого экспрессионизма, знал, какое кино он снимает. Здесь есть все, что любит и чего ждет от фильма самый взыскательный любитель нуара. Загнанный в угол химик Лебедянский (великий Никита Подгорный), изобретатель волшебного порошка элона, нервный непризнанный гений, мечтающий о вилле и текущем счете в западном банке. Мафиози Сабодаж (многоликий Станислав Чекан) в элегантной шляпе, сыпящий зловещими шутками: "Зачирикала пташечка! Дурной крови много! Лечить надо!...Хирургически, только хирургически!... Крылышки укоротим - порхать не будешь!.. Шучу я. Я эти самые шутки до ужаса люблю". Роковая женщина Инка-эстонка (Людмила Чурсина) – украшение бандитской малины ("Я Мерлин Монро, у меня тот же номер лифчика, понял!") с волнующим прибалтийским акцентом. И, наконец, Рига – город греха, рай контрабандистов, темная и порочная столица транзита наркотиков, порнографических открыток и других товаров народного потребления. Низкие углы съемки (оператор Дмитрий Месхиев) призваны передать зрителю ощущение паранойи, владеющей героями фильма, попавшими со своей тягой к авантюрам и богатству в чужое время. Этот лейтмотив картины исчерпывающе формулирует в кадре злодей Сабодаж: "Время дремучее! Соцдействительность!". Детективный сюжет также оправдывает самые требовательные ожидания. Лейтенант ОБХСС Александр Алешин (Александр Збруев) отправляется в кино, чтобы разгадать тайну найденных при задержании валютчиков билетов на одно и то же место. Один из бандитов, увидев Алешина в кресле 16 в 19-м ряду кинотеатра "Ударник", принимает его за связного мафии и назначает встречу. Алешин вынужден внедриться в банду и изображать вышедшего на волю уголовника…

2 Подарки по телефону

И снова Рига – столица нуара. Именно здесь, в Риге, родился режиссер первого «настоящего» нуара «Незнакомец на третьем этаже» Борис Ингстер, который начинал свою карьеру в кино ассистентом режиссера у Эйзенштейна и Александрова. Легендарный режиссер Рижской киностудии Алоиз Бренч стал верным продолжателем местной нуар-традиции…
Таинственный незнакомец регулярно звонит по телефону машинисту состава «Рига—Клайпеда» Арнольду Петерсону (очаровательный в своей кажущейся беззащитности Стасис Петронайтис), честному труженику, в одиночку воспитывающему двоих детей. Загадочный абонент благодарит Петерсона за работу и сообщает, что на его счет в сберкассе переведены деньги (500 руб!). Наивный Петерсон отдает деньги алчной фем-фаталь – своей бывшей жене - на приобретение квартиры. Только когда под поезд попадает коллега Петерсона Даркевиц, при котором обнаружена сберкнижка с регулярными ежемесячными переводами, Петерсон понимает, что стал сообщником мафии. Но когда загнанный в угол герой начинает собственное расследование, звонки по телефону становятся совсем другими:
- Петерсон, не забудьте держать язык за зубами!
- Петерсон, не делайте глупостей... дети могут лишиться отца!
Рискуя жизнью, Петерсон расследует махинации мафии, которая в своих целях прицепляет и отсоединяет от его тепловоза вагоны с крупными партиями алкоголя и наркотиков. Калейдоскоп событий, в которые вовлекается герой, Алоиз Бренч подчеркивает фирменным “рапидом” - драка в товарном вагоне сменяется сценой варьете с танцовщицами, за кадрами разбивающегося на полном ходу грузовика с бутылками, снова следует драка – но уже среди разбивающихся вдребезги аквариумов. Великолепный, аутентичный саундтрек (непревзойденный Раймонд Паулс) погружает зрителя в атмосферу серой безысходности, подчеркнутой монотонным железнодорожным пейзажем.

3 Три ненастных дня

С первых минут картины Лев Цуцульковский – король ленинградского нуара – погружает нас в тяжелую, давящую атмосферу грязного дождливого сумеречного города. Режиссер показывает только три из триста шестидесяти пяти ненастных дней, ежегодно выпадающих на долю жителей криминальной столицы России. Где еще, как не в Ленинграде, смогли бы встретиться эгоистичный мошенник Игнатий (харизматичный Геннадий Богачев) и лишенная комплексов продавщица Валентина (яркая Ирина Акулова). Роковая красавица Валентина преследует свои интересы – ее манят богатство и роскошь, в погоне за которыми она готова пожертвовать многим, в том числе – жизнью подруги – инкассатора научно-исследовательского института Любы Невельской. Напасть на Невельскую и завладеть зарплатой научного коллектива – таков план злоумышленников, для реализации которого они привлекают бандита-грабителя Олега Саранцева (колоритный Вячеслав Захаров), еще одного приятеля femme-fatale Валентины…
И вот очередным ненастным днем неустановленная машина сбила неизвестную женщину и скрылась. На место преступления приезжает милиция, но дождь уже смыл все следы. Удастся ли одинокому детективу следователю Корнилову (усталый Юрий Яковлев) докопаться до истины? Поможет ли ему в этом многозначительный персонаж старик Казанский, сидевший в доме напротив и видевший все из окна своей комнаты? Или помощь окажет Валентина, на которую в результате расследования вышел Корнилов и в которую он, кажется, влюблен?

4 Ночное происшествие

Вениамин Дорман, автор великой саги о резиденте – энциклопедии русской жизни второй половины прошлого века, не знал творческих простоев. Режиссер, верный студии Горького, снял в 1980 году изысканный бюджетный нуар «три в одном». К концу фильма удивленный зритель узнает, что обреченный герой, затеявший проклятое предприятие, несчастная жертва обстоятельств и зловещая фам фаталь – это один персонаж – приехавшая в Москву из Магадана рецидивистка Галина Укладова (невероятная в своем злодействе Галина Польских). А начинается все с того, что в темном московском переулке неизвестный бьет Галину Укладову молотком по голове и похищает у нее крупную сумму денег. Это происшествие становится началом целой серии жестоких преступлений...
Укладова обращается в милицию и обвиняет в покушении на убийство таксиста (легендарный Алексей Жарков), подвозившего ее до дома. Против подозреваемого, сидевшего уже за хулиганство, все факты, но он пускается в бега… Сможет ли сотрудник уголовного розыска Митин (унылый Петр Вельяминов) противостоять расчетливому уму и соблазнительной ауре Укладовой (в Галину Польских здесь, кажется, вселился дух Барбары Стенвик), чтобы докопаться до истины?

5 Мера пресечения

И вновь Лев Цуцульковский, верный теме нуара и не раз за нее пострадавший: его первый «черный фильм» "Я шофер такси" был уничтожен (копии сожжены, а негатив смыт) по приказу первого секретаря Ленинградского обкома КПСС Толстикова. Спустя 20 лет в свой новый нуар Цуцульковский пригласил блистательную Ирину Мирошниченко – так появился один из самых ярких образов femme fatale в истории жанра. Директор небольшого комбината Антонина Муравьёва (Мирошниченко) знает о пылких чувствах, которые долгие годы питает к ней главный инженер предприятия Ростислав Чистухин (лиричный Андрей Толубеев). Знает – и не задумываясь использует его страсть и его порядочность в "корыстных целях". Снимая первое появление этой ледяной блондинки, Цуцульковский, несомненно, цитировал выход к зрителю Коры (героини Ланы Тернер) из классической версии «Почтальона». Зритель разделяет с Чистухиным выплескиваемое на экран мгновенное влечение к героине Мирошниченко, красивой особой западной красотой. Когда вскрываются факты нарушений и хищений на комбинате, Чистухин берет всю вину на себя. Муравьева и члены ее банды откровенно смеются над Чистухиным, его бездетная жена Татьяна (Ирина Акулова - непременная участница темного мира Цуцульковского) не находит себе места, а дело о хищениях передается в суд. Чистухин обречен. Понять, что он является пешкой в чужой игре, ему поможет случай…

6 Ювелирное дело

1983 год стал для Льва Цуцульковского счастливым – к зрителю пришли сразу два его нуара. В «Мере пресечения» был создан канонический образ femme fatale, а «Ювелирное дело» стало непревзойденной историей о двойниках и подмене - историей, столь любимой мастерами нуара… Милиция задерживает воришку, вынесшего золотые изделия из квартиры продавщицы ювелирного магазина “Яхонт” Зои Малининой. Малинина (Людмила Чурсина) оказывается женщиной, примечательной не только своей необыкновенной красотой, но и умом, и тонкостью обхождения с покупателями. Это вызывает подозрение у следователя Кравцова (Никита Подгорный), и он берет продавщицу в разработку. Кравцов приглашает Малинину в ресторан, а потом - провожает ее домой. Когда Кравцов выходит из подъезда, Малинина заглядывает в ящик туалетного стола и только тут видит, что золото украдено. Она звонит кому-то из телефона-автомата и просит прийти. Когда Кравцов возвращается в квартиру Малининой, он находит ее мертвой. Начинается невероятная круговерть событий, в которой следователю Кравцову придется вступить в смертельную схватку со старателем Черемных (Борис Соколов), который переправлял ворованное приисковое золото в Ленинград, где его обрабатывал ювелир-рецедивист Жигалов и поставлял в магазин через Зою. Чтобы выйти на Жигалова, который притворяется закройщиком в ленинградском ателье, Кравцов обращается за помощью к сестре-близнецу Малининой (стоит ли говорить, что ее тоже играет Чурсина). Отважная женщина перевоплощается в свою сестру, заходит в мастерскую закройщика и… Головокружение зрителю обеспечено.

7 Мираж

И снова Алоиз Бренч – на этот раз с потрясающим нуаром про западную жизнь. Дж. Х. Чейз, автор романа "Весь мир в кармане", положенного в основу «Миража», никогда толком не был в Америке, но написал лучшие крутые детективы из американской жизни. Алоизу Бренчу, знакомому с западной цивилизацией только по картинкам из журналов, просачивавшихся в СССР через рижский торговый порт, удалось создать лучшую экранизацию Чейза (на голову превосходящую немецкую поделку «В 11 утра пятницы») Итак, пятеро неудачников, оказавшихся в жизненном тупике, решились на дерзкое ограбление. Бренч останавливается именно на числе пять – перед ним не стоит задача пристроить в картину всех своих родственников (как перед продюсерами бесконечных поделок про 11,12,13 и т.д. друзей Оушена). Их пятеро – безжалостный Фрэнк Морган (Регимантас Адомайтис), вьетнамский ветеран Блек (Интс Буранс), бывший боксер Эл Китсон (первая роль Мартыньша Вилсонса, сразу же сделавшая его популярным), вломщик сейфов Джипо (Борис Иванов) и актриска Джини (восхитительная Мирдза Мартинсоне), которую решено использовать в качестве приманки. Герои картины похищают броневик, перевозящий большие деньги. Каждый надеется, что с такими деньгами весь мир будет у него в кармане, и он сможет начать новую жизнь. Но мечты расходятся с реальностью, когда вроде бы безупречный план дает трещину. Безумный ветеран открывает стрельбу, смертельно раненный инкассатор закрывается в машине, и все надежды на богатство оказываются призрачными, как мираж в пустыне... Это невыносимый по своей атмосфере отчаяния фильм о людях, объединенных волей фатальной судьбы – несомненная вершина нуара.…Кадры с влюбленными Джини и Китсоном, окруженными полицией в невадской пустыне, навсегда остаются в памяти зрителя.

8 Змеелов

Потрясающий кинороман Вадима Дербенева сразу после выхода на экраны в 1986 году стал признанной классикой нуара. …Бывший директор крупного гастронома Павел Шорохов (мужественный красавец Александр Михайлов), отбыв срок за хозяйственные преступления в колонии строгого режима и отработав год змееловом в Средней Азии, возвращается домой. Но здесь они никому не нужен. Бывшая жена запретила ему свидания с сыном, а единственный друг Котов (эпический Леонид Марков) умирает у него на руках. Перед смертью Котов передает Шорохову списки участников подпольной системы передвижения неучтенных товаров. Так Шорохов оказывается один на один с организованной бандой расхитителей социалистической собственности… Александр Михайлов воссоздал на экране потрясающую драму сильной личности, бросившей вызов мафии, возглавляемой страшным и омерзительным Митричем (Донатас Банионис). Мафиози не останавливаются ни перед чем – они даже ставят на пути Шорохова роковую женщину – плотоядную продавщицу овощной палатки Веру (характерная Любовь Полищук). Продавщица – главная femme fatale нашего нуара – воплощение животных низменных инстинктов, роковой объект влечения, таинственный посредник в неравномерном распределении редких артефактов вещного мира, - бросает вызов скромной и беззащитной медсестре Нине (эфемерная Наталья Белохвостикова). Режиссер изобретательно вводит в картину ретроспективные эпизоды – яркую примету стиля нуар. Оператор Михаил Агранович решает эти флэшбеки как фантасмагорические черно - белые сны Шорохова. Потрясающе вплетены в изобразительную ткань фильма и виды Москвы – скопища пороков и обители зла. Из окна, через колышущиеся занавески которого обреченные герои в последний раз разглядывают кинотеатр «Ударник», буквально тянет ядовитыми миазмами гниющей на овощебазах капусты, сизыми выхлопами дешевого бензина, слежавшейся сизой коркой тротуаров – вечной смесью пыли, тополиного пуха и гнойной харкотины…

9 Последняя индульгенция

Ада Неретниеце сняла свой фильм по книге известного рижского следователя Миермилиса Стейги (он же Любомир Стейга, он же Илья Фридман), основанной на документальном материале. Фильм погружает зрителя в атмосферу безнадежной фатальности, царившей в советской торговле: каждый знает, что хищение социалистической собственности - это игра, законченная еще до того, как она началась, и ведущая к трагическим изломам человеческих судеб. Зловещая директриса крупного промтоварного магазина Эрна Зале (непревзойденная Вия Артмане) в тесном содружестве с представителем одной из крупнейших обувных фабрик — Петром Петровичем - разрабатывают план реализации дефицитных кроссовок, изготовленных из сэкономленного сырья. Торговать «неучтенкой» Эрна доверяет молодой и простодушной Ольге (трогательная Татьяна Поппе). Во время ревизии Ольге становится ясно, что она стала участницей махинаций своей покровительницы. Эрне не удается заставить девушку лгать дальше. Боясь ее признаний, благодетели сначала шантажируют Ольгу, а затем решают убить…

10 Двойной капкан

Рига – уже знакомая нам по волшебному миру нуара колыбель преступности, ворота черного транзита, город крутых парней, не расстающихся с дешёвыми сигаретами, и роковых красавиц, готовых предать при первой возможности. Рига Алоиза Бренча.
В «Двойном капкане» великий Бренч как бы прощается со своим Sin City. В городе действует банда, распространяющая порнографические журналы. Заправляют делами администратор ночного бара-кабаре «Каратс» Эган Адамсон и контрабандист-спекулянт Имант Блумберг (незаменимая пара актеров с амплуа негодяев - Янис Зариньш и Юрис Леяскалнс – одновременно снималась и у Живолуба в «Бармене из «Золотого якоря»). Их остроумный диалог погружает зрителя на самое дно городской преступности и раскрывает потайные мысли героев:
- Страна у нас большая - норка найдется...
- Спасибо за совет. Норку я поищу в другой стране.
Чтобы получить у Адамсона свою долю, безжалостный Блумберг нанимает уголовника-рецидивиста по кличке Ферзь, адрес которого узнал, сидя в КПЗ. Откуда же преступникам знать, что под видом рецидивиста с ними начинает сотрудничать андеркавер-агент спецслужб Гунар (потрясающий Альгис Матулионис). Матулионис – единый в двух лицах – создает на экране ярчайший образ одинокого детектива. Кажется, будто он никогда не снимает шляпу. Кажется, будто он несчастлив в любви. Кажется, будто он не расстается со стаканом. Кажется, я без ума от него… Да, новое поколение актеров уже не умеет так носить шляпы, так цедить сквозь зубы с акцентом работника клайпедского рыбоконсервного завода: "... Не стой за спиной, не люблю", так любить простую танцовщицу кабаре Инту (трогательная Элите Сагатаускайте). Алоиз Бренч, изучавший эстетику крутого детектива по обложкам палп-фикшн, создал непревзойденный памятник нуару – последнее и лучшее в этом жанре/стиле/каноне.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 51 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →