moskovitza (moskovitza) wrote,
moskovitza
moskovitza

Categories:

Моя 10-ка лучших музыкальных фильмов.

20.43 КБ
Музыкальный фильм… В истории мирового кино такие картины, в которых сама музыка становится повествовательной тканью, в которых ритм фильма определяется музыкой, можно, пожалуй, сосчитать на пальцах. Увы, после блестящего взлета жанр потерял свое своеобразие, растекся, обесформился. Теперь при слове «музыкальный фильм» зритель представляет себе очередную штампованную на голливудском станке экранизацию мюзикла. Или «успешное продолжение» молодежной комедии, в которую продюсер напихал с десяток поп-номеров, чтобы можно было при распиле рекламного бюджета вместе с другим мерчандайзом тиснуть и саундтрэк на потребу подросткам. В последнее время практически никому из режиссеров мирового кино не удавалось достичь такой чистоты жанра, чтобы зритель воскликнул: «Да, музыкальный фильм возвращается!». Вот почему я решила составить свою 10-ку лучших музыкальных фильмов:

1 Когда песня не кончается

В этой картине, поставленной режиссером Романом Тихомировым в 1964 году на Ленфильме, музыкальные номера разных жанров сплетаются воедино и превращаются в цельный и визуально завораживающий (оператор Евгений Шапиро) рассказ. На знаменитый фестиваль «Ленинградское лето» приезжает молодая участница художественной самодеятельности Светлана (феерическая Галина Сполуденная поет задушевным голосом Майи Кристалинской). Застенчивый лейтенант милиции (Дальвин Щербаков) преследует Светлану по всему городу (в кадре мелькают улицы и набережные, парки, взморье, палуба белоснежного лайнера и роскошные концертные залы), не решаясь признаться ей в любви. И только когда милиционер – неожиданно для всех - начинает петь сладким тенором Эдурда Хиля, Светлана принимает его неловкие ухаживания. Все это действо запечатлевают на пленку веселые корреспонденты телевидения Костя и Вася, то и дело попадающие в нелепые ситуации (прекрасный комический дуэт танцоров Эммануила Мигирова и Владимира Хворостова). Увлеченный этим сюжетом, зритель проглатывает сменяющие друг друга хореографические миниатюры и концертные номера с участием таких мастеров искусств как королева фолка Людмила Зыкина ( «Там, где клен шумит»), кудесник фанка Муслим Магомаев («Наша песня не кончается») и принцесса грува Эдита Пьеха («Песня остаётся с человеком»). Радостную атмосферу праздника не могут испортить даже дежурные шутки главного юмориста страны Аркадия Райкина. Зрителю остается только удивляться вместе с героиней фильма:
Сколько песен, сколько света, сколько красок!...
Ну зачем там много мне одной?
Моё сердце распахнулось настежь,
Счастью звонкому кричу я: "Здравствуй"
И лечу в простор я голубой...
Неужели это мне одной?

2 Шестое лето

Этот фильм, поставленный в 1967 году по сценарию Эдуарда Володарского на студии Горького, стал режиссерским дебютом короля артхауза Валерия Рубинчика. Главный герой – красный ди-джей Костя, уполномоченный по агитационной работе, всегда имеет при себе самое дорогое – пластинку с голосом Ленина. Однажды выехав за околицу, герой попал в кулацкую засаду. Кулаки избили юного эм-си и сломали его вертушку, но пластинку удалось спасти… Никогда ранее мировому зрителю не приходилось слышать с экрана чтение рэпа. Можно смело утверждать, что и самого жанра еще не было (его официальная история началась в Южном Бронксе в 1969 году), а в фильме Рубинчика уже звучал откровенный гангста, переполненный классовой ненавистью (знаменитый хит Апача "Kill d'White" – всего лишь кавер на ленинские призывы вешать и расстреливать белых). Режиссеру-дебютанту не удалось осуществить все задуманное – первоначально планировалось включить в фильм все 16 синглов, записанных Лениным в 1919-1921 годах на студии Центросоюза. Однако комиссия Госкино была беспощадна – из финальной версии картины были полностью вырезаны прогоны «О погромной травле евреев», «Сообщение о переговорах по радио с венгерским вождем коммунистов, бывшим военнопленным в России, товарищем Бела Кун», «Памяти председателя Всероссийского центрального Исполнительного комитета товарища Я. М. Свердлова» и “О трудовой дисциплине”. Известные телеги «Западные пособники меньшевиков» и «Как навсегда спасти трудящихся от гнета помещиков и капиталистов» были смонтированы в отрывках. В результате этих и других купюр прокатная продолжительность картины была сокращена до 28 минут! Но, несмотря на это, фильм стал настоящей сенсацией, а образ Кости – первого красного эм-си – образцом для подражания. Молодому актеру Борису Токареву удалось феноменально передать затравленный взгляд агитатора Кости – так смотрит юноша с чемоданчиком винила, едущий в маршрутке под звуки радио «Шансон». И пусть Костя работал не с винилом, а с хрупким тяжелым шеллаком, пусть главный макси-сингл в его коллекции был продолжительностью всего 4:25 («Обращение к Красной Армии. 29 марта 1919 г.»), пусть он не миксовал олдскульные вещи Ленина с модными трансовыми вставками – «Шестое лето» по праву может считаться фильмом, произведшим революцию в музыкальном мире и музыкальном кино. Не зря фильм получил специальный приз жюри «За лучшее воплощение революционной темы» на знаменитом кинофестивале ВГИКа. Именно «Шестое лето», а не «Восьмая миля» и тому подобные поделки!

3 Песни моря

Это, пожалуй, самый известный музыкальный фильм. И самый популярный – только в премьерном 1971 году картину Франчиска Мунтяну посмотрело 36.7 млн. зрителей. Согласно подсчетам авторитетнейшего киноведа Сергея Кудрявцева, по коэффициенту «зритель на копию» «Песни моря» занимают третье место (!) за всю историю советской киностатистики. …Самодеятельный музыкальный коллектив румынских студентов мечтает принять участие в знаменитом фестивале эстрадной песни в Сочи. Но ансамбль совсем молод и неизвестен, к тому же ребята не знают текста и музыки обязательной песни. Студенты собираются в порту знаменитого румынского курорта Мамая, чтобы встретить официального представителя фестиваля и здесь же продемонстрировать ему свое искусство. К удивлению парней, официальным представителем оказывается скромная и красивая девушка Нина Денисова, в которую неожиданно для всех влюбляется руководитель ансамбля Михай... Рецепт успеха картины одновременно прост и сложен – это невероятное, не имеющее равных в истории кино притяжение, возникшее на съемочной площадке между исполнителями главных ролей – потрясающей красавицей холодного стиля Натальей Фатеевой (Нина) и страстным румынским донжуаном Даном Спатару (Михай). И пусть все самое интересное, - по словам самой Натальи Фатеевой, - «там как раз осталось за кадром...», зрителю хватает и страсти, и моря, и музыки. Весь фильм наполнен потрясающей пляжной музыкой композитора Попа Темистокле – несомненной вершиной мирового изи листенинг. В сопровождении оркестра «Электрекорд» звучат прекрасные партии "Я девчонка" и "Не моя вина" оставшейся за кадром легендарной лаунж-дивы Ларисы Мондрус и серф-шлягеры в исполнении самого Спатару – «Пой, гитара» ("От зари, до зари, от темна до темна…"), Значит, вышло так", "Ты, я и мой зонтик", «С машиной»:
Исполняются мечты
Жизнь прекрасна если ты –
на машине...

4 Большой янтарь

Фильм, поставленный на Рижской киностудии в 1971 году, рассказывает о путешествии молодежного ансамбля на конкурс песни «Большой янтарь». Первым зрителям картины не надо было объяснять, что снята она по горячим следам всесоюзного фестиваля поп-музыки "Янтарь Лиепаи", ставшего в 1970 году балтийским Вудстоком. Старожилы Лиепаи помнят, как собравшиеся на фестиваль огромные полчища любителей музыки со всего мира буквально разгромили город за 3 бессонных дня, как хиппи до основания сожгли часовню на кладбище, где решили заночевать… Но ничего этого в фильме «Большой янтарь» любители кино не увидят, как не услышат они и психоделических звуков, извлекаемых из электрооргана «Юность» Имантом Калныньшем – руководителем ансамбля «2xBBM», ставшего победителем «Янтаря» в том памятном году. Вместо этого в кадре признаются друг другу в любви молодые конкурсанты (их роли сыграли увешанная с головы до ног тяжелой янтарной бижутерией московская красавица Наталья Дугина и монструозный Николай Стрелецкий в толстой рэперской голде), а за кадром будут звучать голоса солистов РЭО Маргариты Вилцане и Ойяра Гринберга. Звездный лунерз-дуэт исполнит и Tik Dzintars Vien, и Zilie lini, и Nepārmet man, и Baltā saule - весь набор любимейших хитов пионера балтийского фрик-попа Раймонда Паулса. Режиссер Алоиз Бренч, сам написавший сценарий к этому потрясающему музыкальному действу, начинил его и откровенными хореографическими эпизодами в исполнении легендарного первого состава варьете «Юрас Перле» под руководством Марка Гурмана, и комедийными диалогами желанных хедлайнеров «Кабачка 13 стульев» - пани Моники и пана Профессора (Ольга Аросева и Борис Рунге).

5 Между небом и землёй.

Попав на срочную службу в десантные войска, бесшабашный парень Симион Куку (бесподобный Всеволод Абдулов) заводит крепкую дружбу с однополчанами Нерсесом и Василием. Парни создают вокальное трио и называют его по начальным слогам имен участников – «СиНеВа». Так начинается фильм великолепного режиссера Михаила Бадикяну, снятый на студии «Молдова-фильм» в 1975 году. Старшина Петро Головко (неподражаемый Роман Ткачук) решает приставить к молодому коллективу музыкального руководителя, которым оказывается хрупкая симпатичная девушка Саша Карасик (блистательная Лариса Еремина). После ряда испытаний ребята принимают помощь отважного руководителя, и «Синева» побеждает в "противостоянии" с гражданским ансамблем. А после службы Куку возвращается домой с симпатичной невестой...Фильм переполнен бесподобной, завораживающей музыкой Александра Зацепина. Песни в исполнении Аллы Пугачевой («И кто виноват?») и Валерия Ободзинского («Если девчонка тебя избегает») раскрывают в этих прекрасных мастерах эстрады настоящие народные архетипы - продавщицу из промтоварного отдела с лицом, изъеденным бытом, и обаятельного алкаша - сторожа с галстучной фабрики. А шлягеры в исполнении ансамбля «Ариэль» («Волки гонят оленя», «Уходишь ты») наполняют звуковую ткань фильма мощными зарядами популярного в те годы фолк-рока. Особо следует выделить записанные Ободзинским "Песню о первом прыжке" и «Марш десантников», от которых у зрителей перехватывает дыхание и стоит ком в горле:
"... ждет меня, ждет меня Люся,
ждет меня отчий мой дом.
Скоро там, скоро там появлюся
Я в берете голубом... "

6 Ар-хи-ме-ды!

Четверо рабочих парней из разных цехов одесской судоверфи - Рубик Аракелян, Женя Хитрук, Алёша Метелкин и Саша Арбузов по прозвищу "Дыня" – создают заводской самодеятельный вокально-инструментальный квартет и называют его по начальным слогам фамилий и клички участников - "АрХиМеДы ". Так начинается фильм великолепного режиссера Александра Павловского, снятый на Одесской киностудии в 1975 году. Парни (в их ролях Мовсес Мурадян, Александр Игнатуша, Сергей «Кузнечик» Иванов и Сергей Михайлов) - решают усилить молодой коллектив солисткой, которой оказывается хрупкая симпатичная девушка Лена Исаева (легкая и лукавая Тамара Трач). После ряда испытаний музыканты пробиваются на Всесоюзное телевидение, с блеском выступают и получают приглашение на работу в районную филармонию от ее художественного руководителя Кошелева (Александр «Жу-ра-вель» Хочинский). Однако вскоре ребята понимают, что профессиональных музыкантов из них не получится, и их место — на заводе, рядом с мастером производства Рябовым (Владимир Меньшов) и изобретателем Зубовым (Игорь Класс)... Убедительно мотивированное в картине решение ребят заниматься музыкой без отрыва от производства во многом способствовало формированию в конце 70-х годов музыкальной идеологии DIY. Фильм, изобретательно снятый оператором Александром Полынниковым в тогда еще неизвестной клиповой стилистике, переполнен бесподобной, завораживающей музыкой Марка Минкова. Успех картины (более 26 миллионов зрителей в 1976 году) во многом определили песни в величественном прог-роковом исполнении вокально-инструментального ансамбля «Поющие сердца» - «Только держись», «Сами с усами», «Мы еще с младенчества хотели», и, конечно, «Любимые» на стихи Игоря Шаферана:
Милых лиц черты и сиянье глаз
В пору первых встреч покоряют нас
Но проходят дни, и в один из дней
Красота души станет нам видней...

7 Улыбнись, ровесник!

Только в 1977 году вышла на наши экраны эта музыкальная комедия, действие которой разворачивается во время фестиваля молодежи и студентов, проходившего в августе 1973 года в Берлине. Совместная режиссерская работа мосфильмовца Юлия Куна и Михаэля Энгльбергера со студии “ДЕФА” рассказывает о забавных приключениях гостей и хозяев фестиваля – журналиста Алексея (Лев Прыгунов) и берлинского парня Ханса (Клаус Петер Плессов). Ханс без ума от гостьи из Польши — Марии, а Алексей влюблен в молодую певицу Машу (легендарная женщина-мечта 70-х Нина Маслова). Но Маша и Мария похожи друг на друга как две капли воды. Путая девушек, Ханс и Алексей попадают в комические ситуации, но до драки дело не доходит — определить свою избранницу им помогает дружба народов, настоящая любовь и, конечно, музыка – мелодии Геннадия Подельского и Уве Шикора и музыкальные выступления гостей фестиваля. Непонятно, как можно усидеть в кресле кинозала, когда великий Дин Рид, – американский певец и композитор, актер и режиссер, борец за мир и справедливость, – сыгравший в фильме самого себя, начинает вместе с Машей петь свой знаменитейший рок-н-ролл «Wir sagen ja». Глядя на раскованного, естественного Дина, следя за его свободными и легкими движениями, невозможно не улыбаться – такая искренность чувствуется с экрана:
We'll say da, da, da, da, da,
We'll say ja, ja, ja, ja, ja
We'll say oui, oui, oui, oui, oui,
We'll say si, si, si, si, si,
We'll say yes, yes, yes, yes, yes,
We'll say wang, wang, wang, wang, wang,
so come on, everybody sing along.

8 Куда он денется

Картина «Куда он денется» - потрясающий результат творческого содружества режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича, сценариста Анатолия Эйрамджана и композитора Максима Дунаевского. Созданный на Одесской киностудии в 1981 году, фильм стал не просто бенефисом Михаила Боярского (здесь звучат, пожалуй, лучшие его песни - "Городские цветы" и "Всё пройдёт", да и сам он как-то особенно хорош и мягок – достаточно вспомнить только легендарное «мяу-мяу»), но и своеобразным эталоном музыкальной комедии… А началось все с того, что молодежная полеводческая бригада украинского колхоза отправилась из Яблуницы в Москву для участия во Всесоюзном конкурсе эстрадных коллективов. Кроме горлопанов Григория и Бронислава (Сергей Иванов и Александр Игнатуша как будто перекочевали сюда прямо из ансамбля «Ар-хи-ме-ды») в молодежную команду входит и бойкая Катя Гребенько (Нина Русланова) со своими талантливыми дочурками – Полей и Ксюшей (несомненно, лучшие роли в кино Полины и Ксении Кутеповых). Конечно, ребятам очень хочется завоевать первый приз, но когда они видят на ВДНХ экспериментальную модель нового мини-трактора, остальные заботы отходят на второй план. Красный трактор модели «Конёк-горбунок», жизненно необходимый колхозу, но бдительно охраняемый инфернальным кавказцем Кавсадзе (фактурный Баадур Цуладзе) становится недосягаемым объектом влечения полеводов. С роковой встречи культорга молодежной бригады красавицы Олеси (мечтательная Галина Беляева) и певца-водителя Геннадия (Михаил Боярский) начинается невероятный калейдоскоп забавных приключений. Спойлер: полеводам все-таки удастся добиться, чтобы супер-трактор прошел полевые испытания именно в их колхозе, а влюбленные сердца (Гребенько и Кавсадзе) соединятся. Интересно изобразительное решение фильма: оператор Аркадий Першин бросает вызов формирующемуся клиповому сознанию, строя картинку исключительно на длинных кадрах. В учебники операторского мастерства наверняка войдет самый длинный в истории кино кадр с бортовым номером троллейбуса ЗиУ-682В 6-го троллейбусного парка, которым сопровождается песенка Поли и Ксюши со словами «Рикки-тикки-рикки-тикки-рикки-тикки-рикки-тикки-тикки-та-а-а-ви».

9 Шлягер этого лета

Начало 80-х годов прошлого века стало временем абсолютного триумфа великой певицы Анне Вески. В 1981 году был снят феноменально успешный телефильм об Анне Вески "Снежные напевы", а в 1983 году на телевизионных экранах появился документальный фильм "Золото осени", где впервые прозвучала песня Игоря Саруханова "Позади крутой поворот", ставшая визитной карточкой певицы. Картина маститого Пеэтера Урбла по сценарию Теэта Калласса «Шлягер этого лета» вышла в прокат в 1982 году – как раз между двумя вышеназванными телевизионными работами, когда многим еще казалось (а кое-кто и надеялся), что столичные поп-дивы - рафинированные Хели Ляэтс, Хейди Тамме, Элс Химма - вот-вот сметут провинциальную девчонку с музыкального Олимпа. Теперь мы знаем, что этого не случилось – мировой музыкальный рынок был полностью захвачен фрик-попом, а Анне Вески стала его недосягаемой гей-иконой. Но тогда, в 1982 году, Урбла еще мог позволить себе рассказать историю о другой эстрадной певице – не Вески. …Талантливая певица Катрин, провалившись в первом туре престижного музыкального конкурса, не сдается, а продолжает поиски новой песни. В роли Катрин блистает несравненная Элс Химма – знаменитая джазовая прима и солистка таллиннского варьете «Виру». Именно ей предстоит по ходу фильма найти свою любовь и обойти всех конкурсантов. А среди них - такие звезды первой величины, как Тынис Мяги, Гуннар Грапс, знаменитые ансамбли «Кулдне трио», «Витамин», “Руя”, “Рада”, “Мюзик-сейф” и многие другие. Ну и, конечно же, Анне Вески со знаменитым хитом «Vitamini Rock». Но вот при помощи Велло (яркая роль Мартина Вейнманна) и Торопа (Айн Лутсепп) потрясающий шлягер "Taas sulgub ringi järel ring..." написан (прекрасный пианист и композитор Рейн Раннап вновь сделал невозможное - из каждого такта прет мощный драйв, изобретательно дробится ритмический фундамент), и Катрин побеждает грозную соперницу… И хотя Урбла погрузил зрителя в мир сладких иллюзий, которым очень скоро предстояло развеяться, «Шлягер нашего лета» несомненно, останется одной из самых драматичных музыкальных дуэлей в истории кино…

10 Нужна солистка

Эстонский вокально-инструментальный ансамбль «Маска» отлично приготовился к конкурсу самодеятельных вокально-инструментальных ансамблей из прибалтийских республик, который должен состояться в Латвии. Да вот беда - машину, в которой едут участники «Маски», задерживает бдительная автоинспекция. Только двум музыкантам удалось приехать вовремя. И когда стало окончательно ясно, что остальные уже не успеют к началу выступления, на помощь ансамблю пришли латышские друзья из недавно распавшейся группы «Валкас бебри»... Режиссер Геннадий Земель, снявший эту картину на Рижской киностудии в 1984 году, решил ее как музыкальную историю зарождающегося чувства дух молодых людей – музыканта Янки (популярный Юрий Мороз) и певицы Эвии (прелестная Лелде Викмане). Но главным героем картины стала музыка – яркая музыка Зигмара Лиепиньша и потрясающие песни в исполнении жены композитора Мирдзы Зивере, ее партнера по группе «Опус» Иманта Ванзовича, легендарной Лаймы Вайкуле и Каспара Димитерса. Это настоящий ураган хитов – тут и всенародно любимые Tomēr jāpadomā и Pieskāriens, и лиричный Sikspārņa blūzs, потрясающе сыгранный легендарной «Эоликой», и супердуэты Septītās debesis и Slēdz mani atmiņās. Всенародная любовь пришла к Мирдзе и Иманту после этой картины. Не осталось ни одного человека, кто не напевал бы про себя легендарные строки: «Ах не бойтесь муравья, если с вами рядом я, обещаю до утра защищать от комара. -- Надо надо надо надо по-по-думать…».


Такова моя 10-ка лучших музыкальных фильмов? А какие музыкальные фильмы любите вы? Было бы интересно знать!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 88 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →