moskovitza (moskovitza) wrote,
moskovitza
moskovitza

Categories:

Моя 10-ка лучших ганстерских боевиков

20.15 КБ
Как можно не любить гангстерские боевики! Обаяние могущественного, хорошо организованного криминалитета чрезвычайно велико. Еще революционный поэт жаловался: «плохо человеку, когда он один», и призывал всех малых сгрудиться в партию. Но не каждый найдет в себе силы и мужество записаться в партийную ячейку или пойти в местную качалку, где вербуют бойцов ОПГ. А для аутичных киноманов, бегущих от действительности в темный зал иллюзиона, просмотр бандитского боевика – это, зачастую, единственная возможность почувствовать себя нужным членом сплоченного коллектива (ганга, банды, моба, бригады). Вот почему я решила составить свою10-ку лучших гангстерских боевиков:

1 Великий гражданин.

Действие бандитской эпопеи Фридриха Эрмлера происходит в золотое десятилетие гангстеризма – с 1925 по 1934 годы. Вызванный к жизни ВОСР (1917) и Сухим законом (1919), бандитизм стремительно утвердился как популярный динамичный стиль жизни на гигантском пространстве от каменных джунглей Чикаго до предгорий Памира. В 30-е годы этот стиль пришел и в большое кино. Но если американский кинематограф брал количеством (более четырехсот гангстерских лент за десятилетие), то советский ответил качеством. Этим ответом стала двухсерийная (1937-39) гангстерская сага Эрмлера, буквально перенасыщенная стихией бандитского террора. Все пространство фильма заполнено историей сражения двух гангстерских группировок – троцкистов и сталинистов. От исхода этой борьбы зависит, какая из банд получит право удовлетворять антиобщественные и остродефицитные потребности рядовых граждан. Разоткровенничавшийся вертлявый троцкист Алексей Карташов (Иван Берсенев) так описывает насторожившемуся могучему сталинисту Петру Шахову (Николай Боголюбов) рынок, за дележ которого идет большая схватка: «Посмотри цифры, сводки! Страну лихорадит. Сто миллионов мужиков топоры точат. Безработица, нэпман прет». Но Шахов знает лучший способ развернуть высокоприбыльный бизнес – для этого надо, вопреки троцкистам, построить социализм. И тогда антиобщественным дефицитом, на котором можно погреть руки, станет все – от рулона туалетной бумаги до томика Мандельштама. Эрмлер, работавший в традиционной бытовой стилистике, создал целую галерею запоминающихся образов гангстеров. Это, как правило, некрасивые герои – в традиции, заложенной Уильямом Уэллманом несколькими годами ранее во «Враге общества». Особенно хорош троцкист Боровский в исполнении легендарного Олега Жакова - смертельно опасный враг с влажной похотливо трясущейся бородкой, на худых, раскоряченных – как у памятника его почти-однофамильцу Воровскому - ногах. Эрмлер ошеломляет зрителя ударными сценами – несмолкающая на протяжении четырех с лишним часов ожесточенная словесная перепалка бьет по ушам сильнее, чем автоматный полив. А выстрел в Шахова из темноты коридора давно уже стал самой цитируемой классикой гангстерского кино, как и бесподобная гангстерская музыка Шостаковича.

2 Комиссар полиции и Малыш

Эта картина, поставленная режиссёром Серджиу Флорином Николаеску в 1981 году, является первым эпизодом уникальной гангстерской саги, объединенной образами комиссара Молдована и его сайдкика комиссара Романа. История Румынии в представлении великого Николаеску - это история бесконечно сменяющих друг друга гангстерских банд, с которыми в одиночку борется комиссар полиции нравов. К счастью, в этой картине на помощь Молдовану (которого с привычным блеском играет сам режиссер) приходит маленький беспризорник – карманник по прозвищу Малыш. А противник у Молдована и Малыша опаснейший – это банда Григория Маймуки (зловещий Коля Рэуту), совершившая дерзкое ограбление коммерческого банка. В банке хранились деньги легендарного Легиона Михаила Архангела – великого детища Корнелиу Кодряну. Но на дворе стоял 1939 год – год мученичества легионеров, когда их имущество становилось легкой добычей для аферистов всех мастей. И тогда Молдован – зеленорубашечник в душе и профессионал на деле – бросает вызов Маймуке. Зрителя ждет фирменная комиссарская стрельба без промаха из любой позиции и с двух рук. И в этот раз Молдаван выйдет из шквала огня в непростреленной элегантной борсалиновской шляпе и несминаемом длиннополом плаще. А в предсмертных судорогах будут корчиться его эффектно скалящиеся враги. Николаеску призвал в свою сагу целую плеяду румынских актеров, которые по праву считаются величайшими имперсонаторами гангстеров в мировом кино. (Нужно ли напоминать, что Эдвард Дж. Робинсон, создавший архетип экранного гангстера 30-х годов в «Маленьком Цезаре», тоже был румыном).

3 Комиссар полиции обвиняет.

«Комиссар полиции и Малыш» стал приквелом самой, пожалуй, знаменитой гангстерской ленты всех времен и народов - Un comisar acuză. Этот фильм Серджиу Николаеску, заложивший основы современного жанрового канона, снимался в один год с «Диллинджером» и «Крестным отцом» … В ноябре 1940 года Тудору Молдовану вновь приходится вступить в противоборство – на этот раз сразу с тремя группировками румынских гангстеров. Отважному комиссару бухарестской полиции поручено расследовать кровавую бойню в зловещей тюрьме «Жилава» (в фильме из цензурных соображений переименованной в «Вирагу»). Кто расправился с бывшими членами правительства в их тюремных камерах – бойцы Железной Гвардии, желавшие отомстить за мучеников Легиона, подручные кондукатора Антонеску, решившие укрепить власть очередной провокацией, или коммунисты – как всегда, просто из вредности? У всех группировок есть свои мотивы, и все хотят стереть в порошок проницательного комиссара, особенно его заклятый враг садист-легионер Параепан (блестящий злодей Георге Динике). Начинается открытая охота разъярённых гангстеров на несговорчивого комиссара и его родственников. Миклован хоронит убитую легионерами мать, и снова ведет стрельбу на поражение из любимого револьвера, прыгает по подоконникам и карнизам и ловко уворачивается от ливня пуль, выпущенных врагами из десятков маузеров и фольмеров.

4 Чистыми руками

«Комиссар полиции обвиняет» снимался как приквел первого фильма саги, принесшего известность и любовь комиссару Молдовану (тогда еще Микловану) - Cu mâinile curate. Это пионерская работа (1972), к которой до сих пор обращаются режиссеры, решившие попробовать свои силы в гангстерском боевике. Так, знаменитые перестрелки в фильмах Джона Ву почти всегда выстроены как прямые цитаты из пиротехнических сцен Николаеску… 1945 год. Война закончилась, но бандитизм продолжает процветать, а значит – Тудору Микловану рано откладывать в сторону свой шестизарядный Смит-энд-Вессон. На службу в полицию приходит новичок Михай Роман (Иларион Чобану). Романа, коммуниста-подпольщика, настораживают нетрадиционные методы расследования, используемые опытным комиссаром. Но вот Микловану бросает вызов банда неуловимого Семаки - короля уголовного мира Бухареста 40-х годов (великолепный Джордже Константин) - и его жестокого подручного Ласкарицы (зловещий Георге Диникэ). И тогда Роман понимает: по другому, чем предлагает Миклован, искоренить гангстерскую заразу нельзя. А значит – зрителя снова ждут пистолетные дуэли и оглушительный звон пуль! К сожалению, в финальной засаде у монастыря неуязвимого комиссара с ироничным прищуром усталых глаз все-таки настигают автоматные очереди – под душераздирающую музыку Ришарда Ошаницкого. Экранное противостояние героев Николаеску и Константина – недосягаемая вершина жанра, после которой столкновение Вашингтона и Кроу в «Гангстере» кажется возней тряпичных кукол на детском утреннике.

5 Последний патрон

Фильм Серджиу Николаеску Ultimul cartuş, вышедший на экраны в 1973 году – сиквел картины «Чистыми руками». В этом фильме Михай Роман – преемник убитого Миклована – должен рассчитаться с убийцей своего учителя и соратника. Декабрь 1945 года. В неразберихе первых послевоенных месяцев Константин Семака (вновь яркий Джордже Константин) выходит на свободу по решению суда и с удовольствием принимается за старое. Бандиты бесчинствуют, им удается наладить надежный поток контрабандных товаров при помощи немецкого шпиона и его подручных из затерянного в горах православного монастыря, но на их пути встает комиссар Роман (вновь убедительный Иларион Чобану). Кровь льется рекой, гибнут близкие Михаю люди, насилие, кажется, торжествует, - однако не зря комиссар Роман приберег для Семаки последний патрон... Эта картина сделала безоговорочным превосходство латинской школы гангстерского кино. В разные годы – вслед за Николаеску – романскому бандитскому канону присягали и Серджио Леоне («Однажды в Америке») и Лючио Фульчи. («Люка-котрабандист»), и Патрис Леконт («Улица наслаждений»).

6 Капкан

Режиссер Маноле Маркус стал верным соратником Николаеску по работе над Молдованианой. Маркусу было поручено снять приквел и сиквел саги, посвященные становлению личности и последним боям комиссара Романа. Если «Конспирация» (1972) стала приквелом картины «Чистыми руками» (из нее зритель узнал о подвигах, совершенных будущим комиссаром Михаем Романом в антифашистском подполье в годы войны), то «Капкан» снимался как сиквел суперуспешного «Последнего патрона». Сценарист Титус Попович помещает действие в горную деревню, в которой в 1948 году, после разгрома столичных банд, укрылись уцелевшие преступники из банды Семаки. Но Михай Роман, бывший комиссар полиции, ставший майором госбезопасности (неутомимый Иларион Чобану), не дремлет. Он настигает гангстеров в горах, где они терроризируют местное население (особенно достается деревенским красавицам, роли которых достались легендарным Мариане Михуц и Марии Кларе Себёк) и вступает с ними в неравную борьбу. И пусть в горной глуши гангстерам приходится сменить широкополые шляпы на традиционные шапки Гугуце, пусть вместо разнузданного свинга, сопровождавшего походы Молдавана по притонам полусвета, звучат фольклорные хиты в исполнении сельского брасс-бэнда – Маркус показывает нам, что деревенский мамалыга-боевик может быть ничуть не менее захватывающим, чем его городские предшественники.

7 Конец атамана

Это последний фильм великого актера и режиссера Шакена Айманова (1970) и первая часть трилогии о князе-чекисте Касымхане Чадьярове, посвятившем свою жизнь борьбе со злом. Дебютом Чадьярова в этом безнадежном деле стало участие в операции по ликвидации знаменитой банды белогвардейского атамана Дутова, разработанной Джаркентской ЧК в 1920 году. Но Айманов убедительно показывает, что не Чадьяров, а уныние и беспросветная тоска джунгарских и алашаньских песков – вот что погубило банду Дутова. Местные уйгуры и дунгане воспринимались гангстерами не как «желтая угроза», а как неотъемлемая часть постылого ландшафта, о загадочной Урге барона Унгерна здесь не говорили даже в шутку, а мысль о том, что чекисты специально пошлют в такую глухомань личного убийцу для Александра Ивановича Дутова, казалась абсурдной. Сам Дутов (вальяжный Владислав Стржельчик, профессиональный исполнитель ролей белогвардейцев) ходит по своему гигантскому кабинету, словно в ожидании конца этой нелепой гангстерской истории. А в это время чекисты грызутся между собой, не решаясь доверить выполнение задания князю-перебежчику, племяннику одного из заместителей Дутова, а ныне начальнику уездной милиции Чадьярову (за эту роль Асанали Ашимов был удостоен Государственной премии Казахской ССР им. К.Бейсеитовой). И вот Чадьяров – как последняя песчинка в этом неотвратимо утекающем времени пустыни - наконец-то переходит на сторону белых и появляется в штабе атамана. Его неоднократно проверяет и испытывает начальник дутовской контрразведки, зловещий маньяк - поп Иона (Борис Иванов). Каждый раз Чадъяров выигрывает опасный поединок, завоевывает доверие самого Дутова и приступает к выполнению своего задания...Фильм о том, как пески пустыни способны погубить даже такой дружный коллектив как банда, пришло в 1972 году посмотреть 30 миллионов зрителей.

8 Без видимых причин.

Провинциальный восточносибирский город Краснореченск потрясли три, казалось бы, не связанных друг с другом события. Сперва неизвестные убили юную комсомолку, вышедшую на сельхозработы, потом в ЧК ни с того ни с сего пришел с повинной бывший офицер-белогвардеец Куницын, и, наконец, вечером на сцене любительского театра застрелился юный командир взвода тюремной охраны Володя Ямщиков… Режиссер Евгений Татарский, снявший эту картину на «Ленфильме» в 1982 году, начинает ее как мистический триллер. Действительно, таким зловещим и кровавым событиям в России 1921 года невозможно найти рационального объяснения. Но чекист Камчатов (великолепный Эрнст Романов) убежден в существовании связи между убийствами. Тем более, что самоубийство молодого охранника было явно инсценировано. Не зря трепетный тюремщик Ямщиков (второкурсник ВГИКа Владимир Шевельков) незадолго до кончины признался красавице Нине (духовная Ирина Алферова), что готов ради нее покончить с собой. Да и в раскаяние Куницына Камчатов не верит, уж очень тот похож по описанию на врага народа капитана Овчинникова, бродящего где-то неподалеку. Уникальное расследование выводит Камчатова прямо на след белогвардейской группировки. Банда Мещерякова – вот кто стоит за всеми бесчинствами, творящимися в Краснореченске. И Камчатов бросает бандитам вызов… Потрясающий боевик о мистической банде, сводящей с ума население провинциального городка, полюбился не только зрителю – его создатели (режиссер, исполнитель главной роли и сценарист Сергей Александров) были награждены поощрительным дипломом на конкурсе в ознаменование 65-й годовщины ВЧК-КГБ.

9 День любви

Великий и ужасный Александр Полынников, король белого трэша, софт-порно и еврохоррора, лауреат Государственной премии СССР, снял этот гангстерский боевик на родной Одесской киностудии в 1990 году. Вооруженная до зубов банда гангстеров, терроризирующих небольшой промышленный городок (съемки велись в Нижнекамске, где традиции гангстерских войн так же сильны, как и в Тольятти - криминальной столице Поволжья), решила совершить очередное крупное ограбление. А чтобы отвлечь внимание милицейской группировки, дерзкие мафиози в полосатых штанах Пистон (Игорь Шарапов) и Пикассо (Руслан Ангельчук) решают устроить в городе «день любви» - серию жестоких изнасилований самых красивых молодых женщин. Одной из жертв этого адского плана становится победительница местного конкурса красоты - юная Кристина (в ее роли муза режиссера - юная Анна Назарьева). И тогда против гангстеров объединяют свои силы два местных супермена - отец и отчим Кристины. И вот уже ревет на всех оборотах спортивный КамАЗ с мчащимися на кровавую разборку мстителями, а раскаленная лава металла в прокатном стане сталелитейного цеха готовит страшную кончину для отчаянно извивающегося бандита-насильника. И все это под душераздирающую песню легендарного Давида Хассельхофа «Огоньки во тьме»!

10 Гангстеры в океане

Выдающийся режиссер Степан Пучинян не сразу пришел к «своей» теме - пиратскому кино. Но сразу сделал практически невозможное – снял «Тайны мадам Вонг» и навсегда вписал свое имя золотыми буквами в историю жанра. В 1990 году на студии Горького при содействии подозрительной Американо-советской киноинициативы, Пучинян решил повторить успех пятилетней давности. Результат – уникальный боевик «Гангстеры в океане»… Советское судно "Бердянск", везущее руду в Сан-Франциско, увидело горящий в ночи американский сухогруз. Наши моряки спасли экипаж сухогруза, а спасенные американцы заявили, что на них якобы напала советская подводная лодка. Только когда морские гангстеры берут на абордаж и "Бердянск", выясняется, что угроза исходила не от «советов», а от пиратов южных морей. Пираты, выдающие себя за "филиппинских" военных во главе с генералом (великий актер Олег Ли – главный имперсонатор «желтой угрозы», Фу-Манчу с «Казахфильма»), во что бы то ни стало должны добраться до нашей руды, в которой, как оказалось, были спрятаны снаряды и загадочные баллоны. Бандиты заточают пленников в подземелье секретной базы, расположенной на острове посреди океана. Но советские и американские моряки – представители двух стран с богатыми гангстерскими традициями, - объединившись, начинают ожесточенную борьбу против гангстеров в океане. Оживляет эту борьбу участие очаровательного советского судового врача, в роли которого блистает Анна Самохина – приземистая секс-бомба 80-х, шаркающей кавалерийской походке которой позавидовал бы сам Кирилл Лавров. Непростым был путь картины к зрителю в условиях развала кинопроката. Но все завершилось благополучно: в августе 1993 года фильм занял почетное 4-е место в видеопрокате отечественных фильмов по Москве.
21.68 КБ
Такова моя 10-ка лучших гангстерских боевиков. А какие гангстерские боевики нравятся вам? Было бы интересно узнать.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 75 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →