moskovitza (moskovitza) wrote,
moskovitza
moskovitza

Categories:

Моя 10-ка лучших мистических хорроров

18,41 КБ
Жизнь всегда была и будет страшнее и непонятнее самого жуткого кино. Казалось бы, давно канули в Лету времена, когда детей пугали милиционерами, но эти сверхъестественные существа по-прежнему вызывают у прохожих всё такой же мистический ужас… И всё же находятся люди, которые так любят бояться, что готовы ради нескольких дополнительных мгновений страха набиваться в темные мультиплексы. Увы, зачастую под видом леденящего душу чиллера или останавливающего дыхание триллера ловкие кино-дельцы предлагают зрителям ролик, снятый в «замке ужасов» провинциального луна-парка. Вот почему я решила составить свою 10-ку лучших мистических хорроров:

1 Партийный билет

Привлекательный молодой сибиряк Павел Куганов (знаменитый красавец Андрей Абрикосов) приезжает в Москву, становится ударником завода «Станкостроитель», вступает в правящую партию и, женившись на заводской ударнице Анне Куликовой (муза режиссера Ада Войцик), получает московскую прописку. «А теперь попробуй, тронь нас — москвичи, не кто-нибудь, партийцы, не кто-нибудь». И тут сквозь открытое, честное лицо Куганова начинает проступать личина Зюбина – кулацкого сынка, ставшего эмиссаром троцкистско-шпионского центра. Но Иван Пырьев не был бы легендарным певцом нечеловеческого в человеке, если бы снял в 1936 году очередную кино-байку об оборотне. Когда Павел, устроивший на заводе вредительский пожар, проходит сквозь бушующее пламя навстречу верной гибели, оператор Анатолий Солодков показывает нам его взгляд. Это не прощальный взгляд человека, но - ужасающий взгляд неуязвимой Саламандры, безмолвно восклицающей: «Сквозь огонь иди со мной». Пырьев малыми средствами показывает, что Враг рода человеческого уже среди нас - в наших коллегах, в наших родных и знакомых. И даже в нас самих: надо только подойти к зеркалу - как это сделал спустя десятилетия агент Купер - чтобы в нем отразилась гримаса Огненного Боба – неистребимой Саламандры Куганова-Зюбина.

2 Таинственная стена

Таинственная стена вдруг окружила заблудившихся в тайге геологов гигантским грозовым кольцом, намертво отрезав их от внешнего мира - и так же внезапно исчезла. Профессор Егор Ломов (знаменитый Лeв Кpуглый) начинает исследование стены и принимает ее за послание инопланетной цивилизации. Чтобы вразумить профессора, начальство направляет на место «контакта» нового руководителя экспедиции – прагматичного Эрдели (эффектный Александр Жоржолиани). Но стена не знает жалости – ее мощное электромагнитное излучение вызывает видения из прошлого, в клубах тумана – под мощную музыку Сергея Слонимского - теряют остатки разума Эрдели, Ломов, его невеста Лена (очаровательная Татьяна Лаврова) и простодушный сержантик Карпухин (Андрей Миронов)… «Контакт» оказывается инициационным испытанием. Сможет ли безумный профессор Ломов отказаться от своего рационального «эго» - дьявольского отрицательного заряда, стоящего на его духовном пути? Сможет ли Зигфрид пройти сквозь огненную стену, чтобы поцеловать свою Брунгильду? Ирина Поволоцкая, снявшая этот фильм вместе с Николаем Садковичем в 1967 году, спустя 10 лет еще раз вернется к любимой теме в популярной картине «Аленький цветочек» - невидимую дьявольскую «стену огня» разрушит страстное объятие Аленушки и Принца (Марина Ильичева и Александр Абдулов).

3 Пока гром не грянет

Этой первой самостоятельной работой в 1967 году во всеуслышание заявил о себе великий мистик мирового кино Вараздат Саркисович Мкртчян, взявший творческий псевдоним Альберт С. Мкртчян, чтобы его не путали с режиссером Альбертом Мушеговичем Мкртчяном, младшим братом известного актера Фрунзика Мкртчяна. Мкртчян одним из первых распознал главную причину кризиса фильма ужасов в современном кино - недооценку технологий страха. Вараздат Саркисович понял, что изобилие предметов страха на экране не приводит к появлению действительно страшных фильмов. И тогда Мкртчян решил выпустить на экран энергию хаоса, чтобы заставить зрителя увидеть то, что нельзя показать. Да, именно Мкртчяну мы обязаны возрождением хоррора как авторского произведения, дающего зрителю возможность эстетического переживания страха. Первым таким хоррором стала история о том, как простой советский человек (убедительный Михаил Пуговкин), житель нового элитного микрорайона, приобрел новенький автомобиль народной марки «Запорожец»... Великий мастер ужаса с такой легкостью высвободил из «Запорожца» - традиционного предмета страха - базовый страх, что картина, едва выйдя на экраны, стала культовой. Впервые то, что осталось за кадром, оказалось ужаснее показанного, даже страшнее толпы живых мертвецов, атакующих новую машину и ее владельца (к теме зомби режиссер еще вернется в триллере «Лекарство против страха»). Не удивительно, что спустя 30 лет Кайл МакЛахлен — знаменитый агент Купер из «Твин Пикс» - не смог пройти мимо предложения режиссера Джорджа Михалки сняться в триллере «Пока не грянет гром» - своеобразном трибьюте Альберту Мкртчяну.

4 В трудную минуту

Спустя год после выхода знаменитого хоррора «Пока гром не грянет» Альберт Мкртчян снова вернулся к своей главной теме. На этот раз продюсером фильма выступило профильное ведомство - Главное управление Государственного страхования РСФСР. Госстрах - воплощение эманации государственного хоррора и террора, более абстрактное, чем, например, милиционер – традиционный предмет страха, но от того не менее мистическое. В споре о природе страха перед государством - реальной или невротической - Мкртчян показал себя убежденным сторонником лавкрафтовского идеала «космического ужаса» — всепоглощающего первобытного ужаса древности. Герои картины – молодожены-колхозники (яркие Алла Мещерякова и Анатолий Голик) забыли простое правило: нельзя произносить имя демона, а то он придет и сожрет твою душу. Они решают застраховать свое имущество и – тем самым - выпускают демонов наружу. И тогда - прямо в день свадьбы у жениха случается пожар. Сгорает дом, в котором должны были жить молодые, и весь их нехитрый скарб. Мкртчян убедительно показывает, что страхование - орудие дьявола (как, впрочем, и кредитование с рекламой), но не предлагает взамен безопасного порядка вещей. Фильм произвел революцию в психофизиологии восприятия кино. Впервые зритель вышел из кинотеатра, не только не испытав катарсис, но твердо уверившись: истины, которая бы укротила вездесущие холод и безумие, не существует…

5 Счастье заново

Сельскому зоотехнику (фактурный Виктор Филиппов) в очередной раз отказала девушка его мечты (блистательная Светлана Швайко, ярко дебютировавшая в «Армагеддоне»), а его единственные брюки "сели" после стирки. Но на этом неприятности не закончились: непутевый сынишка зоотехника устроил в доме пожар, все имущество сгорело, а сам зоотехник попал в больницу… Сосед по больничной палате прознал, что зоотехник вовремя застраховал свое имущество, и теперь на полученную страховку он сможет и отстроить заново дом, и купить мебель, и съездить в санаторий. Услышав об этом, гордая возлюбленная иначе начинает смотреть на своего воздыхателя, а прелестные юные зоотехнички устраивают перед своим коллегой полное страсти дефиле в коротких белых халатиках (эпизод, несомненно, повлиявший на изобразительный ряд знаменитой картины де Брюйна "Медсестры-маньячки находят экстаз"). В этом фильме, вышедшем на экраны в 1971 году, Альберт Мкртчян снова (как и в предыдущих работах) показывает нам человека, ставшего жертвой сатанинского соблазна. Стоило несчастному герою застраховать имущество, как его дом тут же испепелил адский огонь. Стоило невесте обратить на него внимание, как он стал объектом вожделения десятков ошеломительных красавиц, позирующих на бампере раздолбанного грузовика в позах боевых подруг Джеймса Бонда. Вновь, как всегда у Мкртчяна, от атмосферы неведомого захватывает дух, и мы понимаем, что известные человеку законы природы, его единственная защита от демонов хаоса, вовсе не так незыблемы, как нам внушали с детства.

6 Злой дух Ямбуя

Один за другим пропадают вблизи гольца Ямбуй геодезисты. В поисках пропавших отважному начальнику экспедиции Федосееву (мужественный Юрий Заборовский) помогают местные жители - глухой следопыт Карарбах (яркий Родна Ешонов), суровая мудрая Лангара (аутентичная Ольга Ензак) и лайка Загря. Эвенки, хорошо знающие Алданское нагорье, с видимым удовольствием рассказывают русским «лючи» о злом духе Ямбуя, который преследует всех, вступивших на его территорию. Но лючи и сами знают, что силы злого духа Вечной зимы (Ямбуя или Корочуна, как его называют русские) беспредельны, и защититься от них можно, только нарядившись медведем. Ведь Корочун медведя не съест, как гласит народная мудрость, которой и ныне руководствуются миллионы участников молодежной группировки «Мишки». Так на Алданском нагорье появляется медведь-людоед… Этот леденящий душу фильм снят режиссером Борисом Бунеевым в 1978 году по повести Григория Федосеева, прах которого развеян по ветру в тех самых местах, которые стали местом действия картины. Тревожную атмосферу подстерегающей на каждом шагу опасности подчеркивает экспрессивная ручная камера (за двадцать лет до манифеста «Догмы» его принципы реализовали на практике Александр Гарибян, Анатолий Гришко и Николай Пучко). Даже спустя 20 лет суровую мистику картины оказалось не под силу повторить создателям беспомощного рационалистического ремейка "Призрак и тьма".

7 Плюмбум.

Кинематографический дуэт Абдрашитов – Миндадзе снял самый, пожалуй, знаменитый мистико-эсхатологический хоррор современности - историю Антихриста, воплотившегося в подростке по имени Руслан Чутко (зловещий дебютант Антон Андросов). Чутко, взявший себе прозвище «Плюмбум» (надо ли напоминать, что в основе электронной формулы свинца - конфигурация 6s6p, а разница между цифрами, соответствующими p и s в профанной нумерологической интерпретации латинского алфавита (7 и 1 соответственно) дает недостающую шестерку), жесток, аморален и поклоняется Порядку. Антихрист Чутко не противостоит внешнему христианству (кресту, обрядам и т.п. оболочкам, традиционным для жанра омен-эксплуатации), но травестирует его сюжеты («сдает» властям участников бандитской Тайной вечери, «отрекается» от отца, «побивает камнями» падшую женщину). Пока Руслан – наш русский Демьян – терроризирует взрослых, зритель следит за ним со сдержанной приязнью (причиной тому - редукция сакрального к моральному, не позволяющая увидеть истинные орудия Сатаны). Свою инверсионную сущность Чутко вскрывает, лишь приступив к "избиению младенцев". Падение несчастной девочки Сони с крыши (этот яркий актерский этюд загадочной Елены Дмитриевой безуспешно пыталась повторить Джулия Стайлз в недавнем ремейке «Омен») целиком обусловлено способностью Руслана внушать мистический ужас. Едва выйдя на экран в 1987 году, картина сразу же полюбилась зрителю. Уже на следующий год ВИА «Лайбах» выпустил свой знаменитый альбом «Симпатия к Дьяволу», а многие из 17.6 млн. человек, посмотревших фильм в премьерном прокате, наверняка пополнили ряды сатанистов, и сейчас еще остающихся одной из популярных сект "добропорядочных христиан".


8 Заклятие Долины Змей

Легендарный фильм Марека Пестрака был снят на студии «Таллинфильм» в 1987 году. Захватывающая история о том, как группа авантюристов под руководством парижского антиквара Бернара Травена (Роман Вильхельми) отправляется в экспедицию в Лаосскую Народно-Демократическую Республику на поиски оружия, дающего его обладателю неограниченную власть над миром, стала несомненным лидером проката (32.3 млн. зрителей). Любителям кино пришлись по вкусу не только запутанный сюжет, зловещая музыка Свена Грюнберга (сорежиссера картины), позднее вдохновившая создателей «Сайлент Хилл», и пугающие кадры с ядовитыми змеями из Ашхабадской герпетологической лаборатории, преследующими антиквара и его сообщника - безумного польского профессора Яна Тарнаса (Кшиштоф Кольбергер). Мало кого оставили равнодушным прелести пронырливой французской журналистки-амазонки Кристин Жобер (с ее ролью блистательно справилась польская scream queen Ева Салацка, не так давно трагически погибшая от укуса пчелы). Надолго запоминается и сцена превращения обрызганного белой жидкостью руководителя тайной организации Бричера (Игорь Пшегродски) в ужасного монстра. Но главное в картине – непередаваемая атмосфера мистического ужаса, не отпускающая героев и зрителей ни на минуту и достигающая апогея в древнем подземелье, среди ловушек с лазерными установками и змеями.

9 Люми.

Один раз в сто лет в наш мир приходит с кровавой и таинственной миссией свирепый двухметровый оборотень Люми. Движимый голосом предков вервольф, облачившийся в человеческую одежду, пробивает дорогу к заветной цели - маленькой девочке в красной шапочке, живущей в прибалтийской деревушке. Найти и уничтожить Красную шапочку – вот на что запрограммирован Люми… Режиссер Владимир Брагин снял в 1991 году классический хоррор, полный мистического страха и безысходности. Нельзя не переживать за маленькую Марианну (прелестная Вита Гребнева, подлинный триумф которой – звание «Мисс «Комсомольская правда»-97» - еще впереди), когда она идет по темному лесу, и…, или развешивает белье, и…, или выходит ночью из дома, услышав вой, и… Но по настоящему страшно становится, когда писатель Валерий Гумперт (Андрей Щербович-Вечер), прадед которого убил последнего Люми сто лет назад, впервые в жизни взяв в руки ружье, практически в одиночку берется защитить Марианну и ее родню от кровавого монстра. Каждый, кто читал Шарля Перро, знает, что добром эта сказка не кончится. Но все же хочется снова и снова ошибаться и додумывать счастливый конец, как это сделали сентиментальные братья Гримм.

10 Прикосновение.

К следователю Андрею Константиновичу Крутицкому (Александр Зуев) попадает дело о загадочных самоубийствах в простой московской семье Мальцевых. Проходит время, и следователь понимает, что столкнулся с чем-то аномальным, необъяснимым для разума - беспощадными потусторонними существами "форзи" - духами умерших, которые преследуют оставшихся в живых Мальцевых, чтобы привести их к загробному «благу». Руководитель группы форзи – покойный Николай Ильич Мальцев (в «роли» его фотографии на могильной плите снялся легендарный Андрей Степанович Дударенко, артист вспомогательного состава Белорусского академического драматического театра им. Горького) - обещает следователю оставить семейство в покое при одном условии: Андрей больше никогда не должен произносить свою любимую присказку "Жизнь прекрасна и удивительна". Мистическая, тягучая, удушливая, сдавливающая грудь атмосфера смерти, обреченности, таинственного и ужасного Прикосновения сил зла держит зрителя в напряжении от начала и до конца картины. Мировому кинематографу понадобилось десятилетие, чтобы осознать революционное значение этого фильма, снятого Альбертом Мкртчяном в 1992 году. Только на рубеже нового тысячелетия на зрителя хлынул поток бесхитростных поделок Такаши Шимицу, Хидео Накаты и их подельников, вдохновленных рецептом Мкртчяна. За бесконечными "Звонками", «Проклятиями» и «Темными водами» последовали их американские скороспелые ремейки, в которых зрителю предложили довольствоваться нелепыми ужимками Сары Мишель Геллар и ей подобных «актрис» (кажется, безупречная работа Марьяны Полтевой в «Прикосновении» навсегда останется недосягаемым эталоном актерского мастерства в жанре хоррор). К сожалению, для великого киномистика Альберта Мкртчяна эта картина оказалась последней. Режиссера прокляла соседка, которую все жильцы дома считали ведьмой, и буквально тем же вечером он почувствовал, что умирает. У Мкртчяна возник тромбоз сосудов желудочно-кишечного тракта, и только срочная операция спасла ему жизнь. Но ненадолго – год назад, 23 февраля 2007 года Вараздата Саркисовича не стало. Переворот, совершенный Мкртчяном в поэтике кино-хоррора на рубеже 60-70-х годов прошлого века и триумфально воплощенный спустя 20 лет в «Прикосновении», еще предстоит оценить по достоинству. Не может остаться без внимания и пристальный лавкрафтианский интерес режиссера к иным мирам, в частности к загадочной Ултима Туле - Полой земле Арктического Рейха, воспетой Мкртчяном в «Земле Санникова».
12,07 КБ
Такова моя 10-ка лучших мистических хорроров. А какие фильмы, полные мистического ужаса, нравятся вам? Было бы интересно узнать.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 129 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →