moskovitza (moskovitza) wrote,
moskovitza
moskovitza

Categories:

Моя 10-ка лучших фильмов о террористах.

26,61 КБ
Каких только террористов не показали зрителю западные кинематографисты - мастера медиа-массажа – за последние десятки лет: от белокурых бестий с лицами, искаженными беспричинной ненавистью ко всему живому, до замотанных с ног до головы в черное тряпье фундаменталистов всех мастей. Терроризм в представлении голливудских специалистов по выхолащиванию смыслов предстает иррациональной абстрактной силой, зловещим агентом, угрожающим человечеству полным разрушением. Но образ террориста как существа, лишенного собственной воли, темного лика капиталистической глобализации, вряд ли может заинтересовать взыскательного зрителя и помочь ему в борьбе с этой страшной чумой XXI века. Вот почему я решила составить свою 10-ку лучших фильмов о террористах:

1. Ленин в 1918 году

Великий фильм Михаила Ромма и сегодня, спустя 70 лет после своего создания, остается непревзойденной классикой кино о террористах. После того, как фильм был «восстановлен», из него ушла основная тема роммовского Director’s Cut – соперничество суетливого Ленина (Борис Щукин) и вальяжного Сталина (Михаил Геловани). Теперь зрителю уже ничто не мешает следить за великолепной - большой и страшной - историей покушения на Ильича. Ленин - как объект фильма - заменяется названием, на первый план выходит пламенная эсерка-террористка Фани Каплан - вся в черном, с растрепанными волосами, оскаленная, жуткая... Именно ее выстрел из браунинга в самое сердце молодой советской республики должен распутать клубок заговоров и измен, проникших в Кремль времен ленинского Совнаркома. Блестящей таировке Наталье Эфрон удалось так вжиться в образ, что во время съемок матросы, изображавшие толпу, повыбивали ей все зубы и вырвали волосы. Зритель как завороженный следит за экраном, на котором огромная толпа стремится разорвать террористку-смертницу на куски, а сознательные рабочие окружают ее, не давая случиться самосуду. Сцена последующего сожжения Фанни комендантом Кремля в железной бочке в фильм не попала. Борис Щукин умер сразу после съемок фильма, продолжив свою посмертную карьеру в мавзолее, Наталья Григорьевна Эфрон прожила долгую жизнь в парике и со вставной челюстью, но в кино уже не вернулась, а знаменитая фраза медсестры, склонившейся над постелью раненного Ленина: "Профессор, он бредит" - стала на долгие годы единственным ключом к пониманию обширного ленинского наследия.

2. Казнены на рассвете

Уроженец Парижа Евгений Андриканис, с молоком матери усвоивший вечную французскую присказку «Насилие – это весело!», поставил, наверное, самый жизнеутверждающий и беспечный фильм о террористах. Картина, опередившая свое время, снималась в 1964 году и вышла на экраны 19 апреля 1965 года – посреди развращающих лозунгов Психоделической революции и за год до начала революции Культурной. Удивительная несвоевременность этого фильма еще и в том, что кинорассказ о втором Первом марта (неудачном покушении бойцов Террористической фракции Народной Воли на Александра III) пришел к зрителю раньше, чем история о первом Первом марта (триумфальной расправе народовольцев с Александром II). Андриканису блестяще удалось передать волнующую атмосферу свободного творчества, которую молодежь Террористической фракции противопоставила зарегулированной бюрократии старой «Народной Воли». Главной удачей фильма, несомненно, стало приглашение на роль Александра Ульянова московского озорного гуляки Вадима Ганшина. Андриканис смог защитить свой каст и от смурного Никиты Михалкова, назойливо добивавшегося этой роли, и от продюсеров, подбрасывавших кандидатуры заведомо непроходных Никоненко, Прыгунова и Чеханкова. Жовиальный красавец Ганшин (к сожалению, ушедший из жизни на 42-м году) вложил в образ старшего брата вождя мирового пролетариата все свое знаменитое обаяние. Кажется, даже на рассветную казнь ганшинский Ульянов идет пьяноватой расслабленной походкой столичного жуира и бонвивана, возвращающегося с затянувшейся вечеринки...

3. Софья Перовская

Мастера Мосфильма в середине 60-х годов не смогли остаться в стороне от главной темы десятилетия – триумфального освобождения женщины от пут социального неравенства. В 1963 году побывала в космосе Валентина Терешкова, годом позже Нона Гаприндашвили разгромила соперников-мужчин на побочном шахматном турнире в Гастингсе а Мария Телешевская рассказала всему миру о своих увлекательных экспериментах с ЛСД-25. Фильм «Софья Перовская, созданный в 1968 году Львом Оскаровичем Арнштамом (за эту последнюю свою работу режиссер был посмертно награжден почетным званием "Народный артист РСФСР") по сценарию Евгения Габриловича, убедительно показал, что место женщины – не только на периферии террора. Софья Перовская (в ее роли блистает Александра Назарова, уже полюбившаяся зрителю в скинхед-драме «Любимая», но ставшая по-настоящему популярной спустя годы как безумная бабушка прекрасной няни Заворотнюк) – не просто исполнитель воли главарей революционного подполья, но профессиональный террор-менеджер, в подчинении у которого находится даже знаменитый бобруйский террорист Игнатий Гриневицкий (первая роль в кино секс-идола столичной интеллигенции Георгия Тараторкина). «Софья Перовская» вызвала настоящий фурор в кругах революционной молодежи, отчаянно требовавшей смены стратегии после поражения 1968 года – свою первую акцию немедленно после выхода картины провела юная Ульрике Майнхоф, а немногим позже к пантеону женщин-террористок присоединились Бригитте Монхаупт, Сюзанна Ронкони и знаменитые les filles de chez Renault - Натали Менигон и Жоэль Оброн… В проникновенном саунд-треке к фильму композитор Шостакович не смог скрыть восхищения юной бомбисткой, придав ей черты другой своей любимицы – леди Макбет Мценского уезда. Впоследствии знаменитый «последний» вальс Софьи (оп.132) растащили на цитаты – именно на нем построена нехитрая душещипательная музыкальная патетика «Крестного отца».

4 Схватка в пурге

Известному режиссеру Александру Гордону по праву принадлежит слава открытия в кино темы неполитического террора. Именно его фильм 1977 года, снятый по дипломному сценарию "Я садовником родился" Ольги Мирошниченко, знаменитой вдовы Георгия Березко и Юрия Трифонова, впервые привлек внимание зрителя к феномену уголовного, чуть ли не «бытового», террора. В центре внимания самого знаменитого зятя российского кино оказались события на одной из северных строек. Сюда, на далекую Колыму, попадает бандит по кличке Чужак, причем, по его словам, попадает «в первый раз без конвоя». Знаменитый Валентин Гафт создает привлекательный образ безжалостного интеллигентного террориста, не разделяющего восторга окружающих по поводу романтики освоения Севера. "Не нравится. "Арагви" нет, моря нет, вендиспансера тоже нет...», - так коротко характеризует Чужак окружающую его действительность и решает во что бы то ни стало вырваться из нее. С этой целью бандит со своим вооруженным помощником захватывает рейсовый автобус, следующий в аэропорт, и берет в заложницы оказавшуюся в нем женщину. Сможет ли случайно оказавшийся в автобусе начальник стройки Глухов (мужественный красавец Леонид Марков) дать достойный отпор террористам? В премьерном году в поисках ответа на этот вопрос в кинотеатры пришло 23.9 млн. зрителей. «Схватка в пурге» стала первой полнометражной картиной об угоне автобуса террористами (ее предшественником можно признать разве что монти-пайтоновский панчлайн «Take this bus to Cuba!») и заложила основы уникального суб-жанра, к которому по праву относятся героическая драма Шадурского "Водитель автобуса", "Взбесившийся автобус" Хейфица и их позднейший неловкий ремейк "Скорость" де Бонта.

5 Выкуп

Александр Гордон вернулся к теме террора в картине, снятой на «Мосфильме» в 1986 году. На этот раз действие фильма разворачивается в Альпах. Группа международных террористов захватывает горный отель и угрожает уничтожить его вместе с заложниками, если правительство не выполнит их требования. Террористы, очевидно, являются реалистами, а потому требуют невозможного. Власти, соответственно, не торопятся с ответом. А между тем под угрозой оказывается не только гостиница, но и расположенный рядом детский санаторий. И тогда в борьбу с террористами вступают случайно оказавшиеся на горном перевале шоферюги из «Совтрансавто»… Блестящий актерский состав (мужественный Борис Щербаков, элегантный Эммануил Виторган, Ирина Метлицкая и Вероника Изотова с эффектными прическами), невероятная электронная музыка («придворный» композитор Гордона Николай Сидельников), лихо закрученный сюжет (сценарий Александра Булганина и Николая Иванова) вывели картину в лидеры проката (1987 год - 18.7 млн. зрителей). Примечателен фильм и тем, что в нем сыграла одну из своих последних ролей знаменитая Роза Макагонова. Разбитая туберкулезом актриса не могла самостоятельно передвигаться, и потому в сценарии для нее была прописана роль старой наркокурьерши, прикованной к инвалидной коляске. Как указал в одном из своих точных и емких комментариев знаток кино reivox_au_bongo, одноногая Роуз Макгован из «Планеты страха» - несомненный трибьют заокеанских мастеров трэша Розе Макагоновой, знак уважения к ее героическому таланту.

6 Заложница

Знаменитый режиссер Сергей Ашкенази в этой картине, снятой в 1990 году по собственному сценарию, обратился к исследованию одного из самых интересных феноменов терроризма – т.н. «стокгольмского синдрома». Симпатия заложников к тем, кто так или иначе ограничивает их свободу, широко известна – как показывают недавние события, синдром заложника может развиться и у ткачихи, и у инвалида, и у деятелей искусств. Однако именно Ашкенази удалось раскрыть эту проблему языком кино, не прибегая к постановочным трюкам и спецэффектам (как в вышедшем парой лет раньше «Крепком орешке», полуграмотные продюсеры которого, к тому же, назвали синдром «хельсинским»). Итак, молодую симпатичную женщину (Александра Захарова, уже работавшая у Ашкенази в эротическом триллере «Криминальный талант») берет в заложницы сбежавший из колонии особо опасный преступник. Опытный режиссер применил безотказный прием – на роль террориста он взял не кого-нибудь, а самого великого Альгиса Матулиониса – невероятного мужественного красавца с усталым понимающим взглядом. Террорист пытается пробиться к государственной границе, но, чтобы сбить со следа милицию, "ложится на дно" в охотничьем домике в живописной горной лощине. И тогда заложница начинает видеть в нем отчаявшегося человека, которому просто не повезло в жизни. Найдется ли зрительница, которая хотя бы на минуту не солидаризовалась бы с героиней Захаровой, не захотела бы оказаться на ее месте в объятиях этого сильного, надежного человека. Перед нами стокгольмский синдром во всей своей красе, когда с ужасом ждешь, что вот-вот появятся стражи порядка и разлучат людей, ставших близкими и дорогими…

7 Ночь грешников

Фильм, снятый режиссером Вадимом Костроменко по сценарию Дмитрия Костроменко в 1991 году, рассказывает о самом напряженном периоде деятельности российских бомбистов. В начале прошлого века, по подсчетам специалистов, число жертв террора достигало 2000 человек в год (для сравнения скажем, что столько погибших набралось в России за десять лет – с 1994 по 2004 год). Сейчас послушный зритель Спектакля приучен к мысли о том, что террористы выбирают в качестве жертв пуэрториканских уборщиц, выносящих объедки пиццы за брокерами, школьников младших классов, деклассированных жителей бывших рабочих гетто или любителей офф-бродвейских мюзиклов. Бомбистам же приходилось непросто – они должны были во что бы то ни стало отправлять на тот свет членов правительства, государственных служащих, работников юстиции, прокурорских чинов, судей и т.п. Нагрузка непосильная - именно поэтому главный герой картины - террорист-народоволец Алексей (ошеломительный красавец Руслан Кахруманов) в свои 26 лет так и остался девственником. И вот, в ночь перед очередным терактом, скрываясь от полиции, Алексей оказывается в публичном доме, где знакомится с проституткой Любкою (блистательная Людмила Шевель изысканно разыгрывает невинность порока). Всего одна ночь отпущена судьбой этим ходячим воплощениям Танатоса и Эроса, но именно эта ночь позволит им сбросить оковы репрессивной сублимации, а зрителю – распознать в их профессиях (профессиональный революционер и профессиональная проститутка) вместилище свободного либидозного труда.

8 Взбесившийся автобус

Знаменитый режиссер Георгий Натансон не смог пройти в своем творчестве мимо темы терроризма. Свой последний фильм, поставленный на студии Горького в 1991 году, он снял по горячим следам событий. В основе фильма - подлинные события декабря 1988 года, когда в городе Орджоникидзе был захвачен автобус с детьми. Школьники вместе с учительницей оказались заложниками преступников, требовавших крупную сумму в качестве выкупа и предоставления им возможности вылететь самолетом вместе с детьми в любую страну, с которой у СССР нет дипломатических отношений...Курьезность ситуации состояла в том, что террористы своими требованиями способствовали установлению дипломатических отношений между СССР и Израилем. Именно такими недалекими «чудиками» предстают главари натансоновских террористов – Пашка и Томка (стильный Игорь Бочкин и секс-бомба Анна Самохина). Карикатурным террористам (чего стоит один только фокусник Амаяк Акопян) противостоят такие же карикатурные бойцы с террором (особенно хорош Ивар Калныньш в роли бравого сотрудника КГБ). Это, пожалуй, один из первых фильмов, в которых зрителю было предложено взглянуть на террор как на один из тайных инструментов социального администрирования в стремительно наступающей эпохе постполитики.

9. Любовь с первого взгляда.

Первый индийский фильм тамильского режиссера Мани Ратнама принес ему широкую известность и стал чрезвычайно популярным - в 1998 году картина заняла 10-е место в прокате Индии по кассовым сборам. Любители кино могли бы сказать, что фильм с участием таких мега-звезд середины 90-х как «соседский мальчуган» Шахрукх Кхан и «непальская принцесса» Маниша Койрала просто обречен на популярность. Но именно в этой картине таланты идолов Болливуда заблистали новыми, неведомыми гранями. Амар Варма, молодой радио-журналист (Шахрукх убедительно доказывает, что его мастерство простирается дальше привычных зрителю образов Раджа или Рахула) собирает информацию по терроризму. Поиски приводят его в штат Ассам, где он рассчитывает взять эксклюзивное интервью у главаря сепаратистской группировки. И здесь-то настигает Амара любовь с первого взгляда. Таинственная незнакомка Мегхну (Маниша потрясающе показывает истерзанную душу своей героини) избегает встреч с Амаром потому что получила секретное задание террористов, которые хотят отомстить правительству за произвол, творящийся в их штате. Расстроенный Амар возвращается в Дели и дает согласие на помолвку с очаровательной Прити, которую родители подобрали для него в качестве невесты (первая роль искренней и простой Прити Зинта, безупречно владеющей телом; свидетельством тому - сложнейший танцевальный номер с Шахом). Однако в самый разгар приготовлений к торжеству в доме Амара появляется Мегхна. Амар готов на все ради Мегхны, которая использует его, чтобы получить пропуск на парад на День Независимости и там устроить грандиозный взрыв. Когда Амар узнает правду, зритель видит, что на Мегхну уже надевают взрывное устройство (российский гастарбайтер Джулия Локтефф безуспешно попыталась повторить саспенс этого эпизода в недавнем “День ночь день ночь”), а значит, надо бежать на площадь и там, прижавшись к любимой, прошептать ей на прощание: «Скажи, хотя бы один раз скажи, что ты любишь меня…». Эта история о трагически закончившейся встрече двух разных миров – один из самых ярких фильмов-предупреждений об угрозе терроризма.

10 Громкое убийство в Ломас Тауринас.

Опытному мексиканскому режиссеру Мигелю Марте удалось то, что не удалось никому из его более успешных голливудских коллег. Даже Оливера Стоуна – эту «совесть Голливуда» - продюсеры спустили с лестницы, когда он принес сценарную заявку фильма об убийстве кандидата в президенты Мексики Луиса Дональдо Колосио. А Марте не только снял эту историю в 2002 году, но и сам провел сложнейший постпродакшн, результатом которого стала национальная премьера картины в апреле 2005 года. …Когда 23 марта 1994 года на предвыборном митинге в Ломас-Тауринас - нищем поселке близ Тихуаны - был убит кандидат в президенты Колосио (с ролью коррумпированного сановника отлично справился Гильермо Квинтанилла), никто не понимал, что теперь делать. До этого момента, начиная с 1929 года, все кандидаты в президенты от правящей партии назначались правящим президентом. Преемники, избиравшиеся по прямой указке президента, стали в Мексике живым воплощением всесильной президентской власти как таковой. И вот в 1994 году палец Марио Абурто Мартинеса (нищего деревенского террориста сыграл Рикардо Мартинес), нажавший на спуск, оказался не менее могущественным, чем палец президента со всем его административным ресурсом. Суверенная демократия с ее принципом преемственности дала первый сбой, а спустя шесть лет кандидат в президенты от правящей партии, на этот раз выдвинутый путем праймериз, а не по личному предпочтению президента, и вовсе проиграл на всеобщих выборах. Мигель Марте показывает не только сцену покушения, перемежая игровые и документальные эпизоды. Он приглашает зрителя в увлекательное путешествие по Мексике – от деревенской глубинки, где 30-летние старики, выжившие из ума от постоянного употребления самопальной текилы, жуют кровавыми деснами гнилые кактусы, - до динамично развивающегося столичного мегаполиса, где автомобильные пробки достигают такой длины, что горделивые менеджеры добираются до своих офисов только на третьи сутки. Эта эпическая картина жизни огромной страны не заслоняет основного послания фильма – предупреждения об опасности, которую несет террор.


Такова моя 10-ка лучших фильмов о террористах. А какие фильмы о террористах и терроре – этой чуме XXI века – нравятся вам? Было бы интересно узнать.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 102 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →