moskovitza (moskovitza) wrote,
moskovitza
moskovitza

Categories:

Моя 10-ка кино-шедевров таймпанка.

17,90 КБ
Зарубежные деятели искусств, неожиданно оказавшиеся в конце прошлого века свидетелями «конца истории», принялись наперегонки описывать ужасные альтернативно-технологические миры, пугая аудиторию страшными перспективами таймпанка. Но есть одна шестая часть суши, где пространство одержало полную и окончательную победу над бременем времени, и поэтому любая попытка модернизации заканчивается провалом в еще более глубокое прошлое, а веселые стимпанки братья Черепановы считаются изобретателями паровоза. Здесь последние времена не наступили – они были всегда, и именно это позволило нашим мастерам кино создать уникальные шедевры таймпанка, 10-ку которых я предлагаю вашему вниманию:

1 Серебристая пыль

Гениальный провидческий прото-ньюкпанк-фильм великого Абрама Роома, сценарий которого написал знаменитый Александр Филимонов (автор легендарного "Космического рейса"). Безумный американский ученый Сэмюэл Стил (монструозный Михаил Болдуман - самый известный уроженец белорусского села Израиловка) изобретает радиоактивную серебристую пыль. Две военно-промышленные монополии начинают борьбу за право обладать дешевым и стильным оружием, которое приведет к долгожданной эскалации атомного насилия. Действие разворачивается на фоне традиционной периферии ньюкпанка - замусоренных улиц мегаполисов и дешевых баров (интерьер которых с любовью воссоздан бутафорами «Мосфильма» по фотографиям из иностранных журналов), где коротают время мелкие воришки, сутенеры в широкополых фетровых шляпах и пиджаках с ватными плечами, проститутки с вульгарными прическами. «Мне наплевать на всех. Меня никто не любит, и я никого не люблю. Мне никого не жаль. Понятно?» - бросает в лицо зрителям развязная потаскушка Флосси (легендарная Лидия Смирнова). И пусть герой-одиночка Гарри, старший сын Стила (молодой красавец Всеволод Ларионов) придает гласности чудовищное изобретение убитого гангстерами отца – кажется, уже ничто не помешает военщине испытать новое оружие на обездоленных чернокожих американцах…. Фильм вышел на экраны 19 октября 1953 года, а спустя год - 14 сентября 1954 года в Оренбургской области была успешно проведена операция «Снежок», показавшая высокую эффективность реального ядерного взрыва. Из 45 тысяч военных, принимавших участие в Тоцких учениях, в живых осталось чуть более 2 тысяч (потери среди гражданского населения неизвестны), а «Серебристую пыль» в том же году сняли с проката из-за протеста американского посольства в Москве.



2 Тайна двух океанов

Фильм, созданный грузинскими мастерами кино (режиссер Константин Пипинашвили, художники Леонид Мамаладзе и Евгений Мачавариани) в далеком 1956 году, погружает зрителя в классическую атмосферу дизельпанка. Гигантская суперлодка «Пионер» и подводная база торпедных катеров становятся потрясающей декорацией для динамичной истории противостояния спецслужб СССР и Запада. Невозможно оторвать взгляд от пленительных рифленых скафандров отважных водолазов и стильных рычагов из черной пластической массы на пульте управления этим подводным Левиафаном. Восхищение вызывает мощь флотилии катеров-роботов с загадочным бортовым номером 17 и лазерных пушек подлодки, прожигающих ходы в айсбергах. Волнует любовно и со знанием дела созданное настроение film-noir, так характерное для дизельпанка – мерцающие после дождя мостовые предрассветной Москвы, тревожно развевающаяся в распахнутом окне занавеска, гулкие шаги неизвестного в черном дождевике, телефонный звонок с требованием передать по рации сообщение в Центр… Из стимпанка перекочевали сюда загадочные изобретения мрачного гения эдвардианских времен доктора Фу Манчи: связной-пианист Ивашов (Михаил Глузский с мастерски перекошенным злобой лицом) спускает закутанного в плащ-парашют резидента из окна московской высотки с помощью удивительной стальной рулетки, а сам принимает загадочное снадобье, позволяющее имитировать смерть и потом исчезнуть перед носом одураченных гэбистов... Настоящее украшение картины - великолепный антигерой шпион-акробат Горелов (безупречный Сергей Голованов), который совершает самые невероятные поступки -заманивает своего брата-близнеца под купол цирка и сбрасывает его вниз, на манеж, чтобы переодеться в его китель и проникнуть в суперлодку, побеждает в битве на кулачках с нелепым андеркавер- агентом МГБ Скворешней (Игорь Владимиров), безжалостно топит женщину-врача Ольгу Быстрых (Антонина Максимова) в водолазном шлюзе… И, конечно, фильм немыслим без загадочной, нечеловеческой музыки Алексея Мачавариани, которая за полвека не утратила своей удивительной новизны.



3 Суд сумасшедших

Дизельпанк-триллер Григория Рошаля, поставленный на Мосфильме в 1961 году, насквозь пропитан характерной для этого жанра паранойей. Зритель знакомится с молодым немецким ученым профессором Иоганнесом Вернером (легендарный Василий Ливанов) в тот момент, когда он проводит таинственные эксперименты с тонкими энергиями. Ученый отказывается поставить открытые им «лучи животворящей силы» на службу немецкой военщине и бежит в США, где скрывается под фамилией Мартини. По окончании войны Вернер-Мартини получает приглашение посетить американский военно-промышленный концерн и встречает там своего бывшего ученика Губера. Затаившийся предатель и криптофашист Губер по украденным схемам восстановил прибор профессора и демонстрирует его как свое изобретение. Вернер отклоняет не только предложение о сотрудничестве, но и недвусмысленные сигналы непременной женщины-вамп - француженки-миллионерши Сузи Хаггер (блистательная Ирина Скобцева), и на заседании в зале научных ассоциаций, открыв свое настоящее имя, решительно выступает с разоблачениями преступных замыслов реваншистов. "Карлик не станет великаном, даже если взберется на золотую гору монополий", - кричит герой Ливанова в лицо монополистам. Признание, достаточное для неблагодарного Губера, чтобы путем интриг заточить своего учителя в психиатрическую клинику и начать беспрепятственно палить из лучевой машины по порядочным людям. Волшебный мир дизельпанка – лабораторий с загадочными колбами, заводских цехов, укрывающих лоснящиеся смертоносные стволы и залитых электрическим светом танцевальных залов, где подтянутые мужчины с армейской выправкой заключают в объятия холодных женщин с хищными оскалами, - создал знаменитый художник кино Иосиф Шпинель. Оператор Леонид Косматов - выдающийся мастер барочного монументализма, соратник Чиаурели по трилогии о Сталине, - отважно экспериментировал в этой картине с широким форматом и поликадром, отдавая дань новой для него таймпанковской стилистике.



4 Гиперболоид инженера Гарина

Единственная режиссерская работа (1964) знаменитого оператора Александра Гинцбурга – гимн черно-белой магии дизельпанка, с тончайшей прорисовкой кадров и удивительным светом, превращающим картонные декорации студии Горького в лабораторию безумного авантюриста-одиночки Петра Гарина, а недостроенный шпиль монумента покорителям космоса на ВДНХ – в башню большого гиперболоида. Гарин (гениальный Евгений Евстигнеев), снедаемый тягой к богатству и власти, утверждающий беспредельный индивидуализм, без стеснения крадет ученые записи профессора Манцева, сооружает абсолютное оружие, несущее лучи смерти и дающее власть над миром, подчиняет своей воле миллионера Роллинга (гениальный злодей Михаил Астангов), вступает в связь с роковой красавицей – холодной авантюристкой, кровожадной Зоей Монроз (невероятная Наталья Климова), становится диктатором Земли, и – потеряв интерес к своему детищу и к своей победе, дает развалить свою диктатуру революционному пролетариату во главе с "красным Пинкертоном" - чекистом Василием Шельгой (Всеволод Сафонов). Взрывается химический завод, идет ко дну американская эскадра, осадившая Золотой остров, Хлынов и Тарашкин принимают имущество по описи - цивилизация гибнет под ироничную музыку Моисея Вайнберга.



5 Продавец воздуха

Для известного ученого-геолога Виктора Клименко (Геннадий Нилов) и его шерпы якута Николая (Александр Суснин) киберпанковский принцип "Будущее уже здесь, только оно неравномерно распределено" стал реальностью в 1967 году. Именно тогда вышел на экран фильм Владимира Рябцева, визуально адаптировавшего известную повесть Александра Беляева под современность и вмонтировавшего в эту привычную современность страшный мир недалёкого будущего, где высокое технологическое развитие вот-вот приведет к анархии … Земля постепенно теряет запасы кислорода, ураганы, наводнения, землетрясения достигают такой силы, что экологическая катастрофа и погружение социума в хаос кажутся неизбежными. Когда Клименко решает выяснить, откуда дует странный переменный ветер, шторм выносит его лодку к скалистому острову, над которым стоит столб пара. Внутри острова Клименко обнаруживает гигантский подземный город, построенный американским предпринимателем Бейли (Артём Карапетян с его фирменным лицом Человека-Пингвина). Секретный завод, техническое руководство которым осуществляет шведский ученый Сванте Энгельбрект (Павел Кадочников), загадочно исчезнувший в ходе научной экспедиции, засасывает воздух из земной атмосферы и сжижает в огромных подземных хранилищах. Расчет Бейли прост – когда на Земле станет ощущаться дефицит кислорода, он разбогатеет, монопольно торгуя воздухом (один шарик сверконцентрированного воздуха – на сутки дыхания). Клименко и Николай становятся заложниками Бейли, как в свое время ими стали профессор Энгельбрект и его дочь Нора (Валентина Титова). Камера оператора Фаины Фельдман проводит зрителя сквозь тесную выгородку павильона Одесской киностудии в мир технопанка: гигантские залы, наполненные прямоугольными блоками гротескных электронно-счетных машин с неустанно мигающими лампами, лаборатории, где ученые в белых халатах склоняются над странного вида перегонными кубами, постапокалиптические катакомбы подземного города, где под неусыпными взглядами начальника охраны Вильямса (Глеб Стриженов с лицом Человека-обезьяны) и под иронические замечания непросыхающего инженера Люка (Евгений Жариков с лицом Алена Делона) Клименко и Нора полюбят друг друга и решат спасти человечество от гибели...



6 Комитет 19-ти

Комиссия из шести человек, возглавляемая профессором Смоленцевым (Николай Засухин), советским представителем "Комитета 19-ти" при ООН, отправляется в экспедицию в одно из африканских государств, чтобы на месте изучить вспышку неизвестной эпидемии. Членам комиссии удается обнаружить центр, где недобитые нацисты при помощи беспринципных американских учёных производят бактериологическое оружие и используют окружающие селения как полигон для испытаний. О пребывании комиссии становится известно и на полигоне, и в ООН, где у неофашистов есть сторонники. Мужественный Смоленцев отчаянно пытается сорвать испытания, попутно выясняя отношения со своей дочерью Наташей (Светлана Смехнова), неизвестно зачем отправившейся вместе с ним в Африку… Картина Саввы Кулиша, поставленная на Мосфильме в 1971 году, получила всемирное признание как первый медиавирус, призванный посеять страх эпидемии Эбола и птичьего гриппа (в качестве средства доставки бактериологического оружия нацисты решили использовать перелетных птиц, способных преодолевать сотни тысяч километров). Сейчас очевидно, что фантастический фильм, снятый по сценарию вечно живого Сергея Михалкова, стал и первым образцом биопанка. Африка в картине предстает классической периферией «нового мира», с ее тотальным бесправием, обскурантизмом, нищетой и насилием. Биопанковские банды в «Комитете 19-ти» играют в футбол отрубленной человеческой головой – за 20 лет до материализации этих кадров детскими батальонами Фодея Санко в Сьерра-Леоне, знаменитой стране безногих и безруких. Безумная музыка великого Олега Каравайчука - симфония управляемого беспредела, наводимого на территории периферии постиндустриальным Центром. Достижения генной инженерии и биологическое оружие, помноженные на местные особенности, дают проверенный результат. Пытливый наблюдатель, спускаясь в московское метро, видит - биопанки уже здесь.



7 Бегство мистера Мак-Кинли

Фильм режиссёра Михаила Швейцера, снятый им вместе с женой Софьей Милькиной в
1975 году по киноповести Леонида Леонова, переносит зрителя в недалёкое будущее ньюкпанка - высокое технологическое развитие соседствует с нищетой и бесправием, мегакорпорации наживаются на наведенных страхах перед ядерной войной и мировой катастрофой, а новые технологии используются самым неожиданным образом. Мистер Мак-Кинли (постный Донатас Банионис) – рядовой работник рекламного бюро, запуганный житель огромного мегаполиса (Швейцер заслужил право на натурные съемки в западном Берлине), перепуганный реалиями киберпанка. «Я не выношу смотреть на мертвых детей, а их в последнее время кругом становится все больше и больше», - признается он случайно встреченной кабацкой шлюхе (усердно переигрывающая Алла Демидова). Но вот Мак-Кинли узнаёт о создании фирмой SBS сети убежищ-сальваториев – подземных хранилищ тел путешественников во времени. Владелец SBS - дерзкий миллиардер Сэм Боулдер (последняя роль Бориса Бабочкина) - погружает людей в летаргический сон при помощи коллоидного газа, позволяя им бежать от окружающего мира и собственных фобий. Обезумевший от желания купить себе билет в будущее, Мак- Кинли пускается во все тяжкие, но в последний момент выигрывает нужную сумму в лотерею и отправляется в трехсотлетний сон, чтобы проснуться посреди ядерной зимы. И напрасно Мак-Кинли колотит из всех сил в присыпанную радиоактивным пеплом крышку канализационного люка, закрывающего ход в убежище – отныне его место здесь, в постапокалиптической пустыне реальности.



8 Полет в страну чудовищ

Ставший уже легендарным фильм Владимира Бычкова появился на экранах в 1986 году и ознаменовал приход в кино новой темы и новой стилистики стимпанк-фэнтези. Удивительный паровой ракетоплан, который своими руками построил житель небольшого сказочного городка дядя Ваня Арбузов, привлек внимание военной хунты, правящей в Стране чудовищ. Правитель этой страны король Дулярис (знаменитый клоун Владимир Кремена) отдал своему главному Капралу (Станислав Садальский) приказ похитить волшебный звездолет. Капрал пробрался в городок под видом интуриста в белой панаме, захватил ракетоплан во время испытательного полета вместе с оказавшимися на борту сыном дяди Вани Алешкой по кличке «Арбузик» и его другом Бебешкой (юные Максим Матусевич и Андрей Соловей) и угнал его на далекий остров, где правит Дулярис. Владения Дуляриса представляют собой классическую вотчину таймпанка: остров превращен в безжизненную землю, а его жители - в окаменевшие фигуры. Те, кто выжил (добрый волшебник, изобретатель колеса счастья (Вацлав Дворжецкий) и его подручные), заточены в зловещем Темном городе, где штампуют безжалостных роботов-убийц в железных шлемах и противогазах. Стимпанковскую одержимость Дуляриса и его подручного Генерала (Георгий Милляр) газом подчеркивают многократно звучащие куплеты: "Газы, газы, газы, газы, всюду газы!/ Всё и всех погубим сразу!". В подземелье попадают и узники острова - Арбузик и Бебешка, которые, как и положено героям, начинают готовить вооруженное восстание. Впереди - отчаянная схватка повстанцев с войсками Дуляриса, который приберег на черный день Супероружие – ядерную торпеду…



9 Раз, два - горе не беда

Абсолютная вершина баст-сандалпанка (1987), очередная творческая победа великого режиссёра Михаила Юзовского и художника Дмитрия Богородского (уже имевшего опыт работы в космопанке («Большое космическое путешествие») и стимпанке «Человек-невидимка»)) и, как принято говорить, must see для всех, кто хочет увидеть паропанк at its best. Солдат Иван (Виктор Бунаков) вернулся с войны, победив страшного дракона, отказался от царской дочери (Марина Яковлева), ордена с жемчугами и фельдмаршальского чина, и решил жениться на простой крестьянке Марусе (секс-символ Елена Кондулайнен). Царь Иван (Олег Табаков) не смог скрыть разочарования и назначил Специальным богатырем младшего брата Ивана – Фому (Виталий Серов). И жило бы Тридевятое царство в мире, удивляя заезжих купцов экипажами-самоварами, если бы принц Жан-Жан Заморский (Николай Караченцов) не объявил царю Ивану войну. На стороне Жан-Жана нешуточное преимущество – в авангарде его войска идет гигантский боевой человекоподобный робот Карбарас по кличке «малютка». Эта самодвижущаяся паровая махина высотой с два царских дворца поливает смертельным огнем армию царя Ивана, а ядра царских пушек бьются об её ржавые бока как о стену горох. Батальон паровых самоходных печей ничего не может противопоставить этому гигантскому шагоходу. На счастье, у царского техника Данилова (секс-символ Андрей Соколов) есть несимметричный ответ на угрозу Жан-Жана – это переносной многоствольный лазерный излучатель «синелуч». И конечно, всегда под рукой есть главное оружие, о чем нам напоминают герои картины:
- Его нельзя ни расплавить, ни разобрать.
- А грязью забросать?
- Грязью забросать можно всякого.



10 Остров Ржавого генерала

Загадочный киберпанк (1988) от загадочного режиссера Валентина Ховенко, автора самого невероятного боевика в истории кино - «Пистолет с глушителем» - стал последним игровым фильмом о приключениях Алисы Селезневой. Московская школьница Алиса (юная Катя Прижбиляк) снимается в кино на крымском побережье в роли Красной Шапочки. Археологи, ведущие неподалеку раскопки, обнаруживают остатки старых боевых человекоподобных роботов. Роботов отправляют на переплавку, но по дороге они исчезают. Оказалось, что роботы, возглавляемые Ржавым генералом - грудой металлолома с радиопозывным "Большое железо", решили тряхнуть стариной и завоевать весь мир. Они высадились на необитаемом острове у крымских берегов, стали монтировать новых бойцов, мастерить кибероружие из подручного гигеровского мусора – болтов, гаек, проволоки, металлических пластинок и начинять им полузатопленную баржу. "Мы не знаем жалости, не знаем печали, не знаем радости, идем точно к цели, не отвлекаясь.", - монотонно повторяют эти изобретательные создания знаменитого художника Теодора Тэжика – автора «картинки» в «Сказке странствий» и «Кин-дза-дза»… Отлучившись в один из дней со съемок, Алиса попадает в плен к роботам и вступает с ними в борьбу не на жизнь а на смерть. Сообразительная девочка заключает вынужденный союз с подозрительной Бабой-ягой (Александр Леньков), которая ловко обезвреживает робота-часового № 13 при помощи нехитрых карточных фокусов. Но главное сражение еще впереди…


Такова моя 10-ка кино-шедевров таймпанка. А какие технопанк-фильмы нравятся вам? Было бы интересно узнать.
9,47 КБ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 98 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →