moskovitza (moskovitza) wrote,
moskovitza
moskovitza

Categories:

Моя 10-ка лучших фильмов-адвенчур - 2.

15.51 КБ

Начало

6. Пан Самоходик и Тамплиеры

Конец 60-х – начало 70-х годов по праву считается «золотым веком» квеста. Даже самый требовательный геймер с трудом останавливал свой выбор на одной из множества предлагавшихся рынком разноплановых, но одинаково качественных адвенчур. Мини-сериал (пять получасовых эпизодов) «Пан Самоходик и Тамплиеры» режиссера Хуберта Драпеллы появился на польских телевизионных экранах в тот же день, когда первые московские зрители увидели «Дерзость» Юнгвальд-Хилькевича. Те игроки, которым геймплей «Дерзости» показался чересчур ураганным, с удовольствием взялись за прохождение бескровной, неспешной и несложной (весь фильм играется на изи), но от того не делающейся менее увлекательной головоломки.

…Профессиональные кладоискатели – американец польского происхождения капитан Петерсен и его дочь Карен (зритель уже встречал такую команду – в «Десяти шагах к востоку» тайну Кум-Басан-Кала пытались разгадать гробокопатель Пальванов с дочерью Майсой, - и еще встретит, когда Лара Крофт отправится в археологическую экспедицию со своим отцом) – приезжают в Польшу на поиски клада тамплиеров. Как известно, незадолго до разгрома ордена его сокровища были вывезены из Парижа, доставлены в порт Ла-Рошель и погружены на 18 галер, отбывших в неизвестном направлении. Польский зритель никогда не сомневался в том, что караван судов отправился на восток – к вольным берегам польского ганзейского Приморья. Такого же мнения придерживается и главный герой картины – историк-искусствовед Томаш по прозвищу «Самоходик» (легендарный Станислав “Капитан Клосс” Микульский), который, сколотив свою команду из юных харцеров с никами «Соколиный глаз», «Докторишка» и «Длинный язык», устремляется наперерез заморским кладоискателям. Конкуренцию профессионалам пытаются составить незадачливые любители - Луциуш с женой (Лех Ордон и Данута Шафларска), знания которых о предмете поиска ограничиваются заметкой из журнала “Кобета и жиче”. А противостоит кладоискателям невидимая, но эффективная группировка «Бафомет», состав и действительные цели которой остаются неясными до конца игры.

Весь геймплей «Пана Самоходика» держится на двух мини-играх – зритель должен чуть раньше незадачливых героев решать простые квестовые задачи, да время от времени вжиматься в кресло от ужаса в зловещих подземных лабиринтах. Все задания проходятся с первого раза, хотя и проложены «двойным дном» - так, государственный регистрационный номер IF 3301 роскошной амфибии VW Schwimmwagen, на которой перемещается команда Самоходика, содержит указание на 1303 год, когда могущество тамплиеров достигло своего апогея («ручной» папа Бонифаций VIII отлучил короля Филиппа IV от церкви, и управление казной Франции было возвращено рыцарям Храма) а, значит, следовало ожидать стремительного падения, но одновременно является предложением пройти квест как инициатическую матрицу - от первого до тридцать третьего градуса. Игра воспринимается как одна сцена со свободным перемещением персонажей по роскошным локациям – живописным руинам замка крестоносцев в Радзине Хелминском и самой большой в Европе крепости в Мальборке – столице Тевтонского ордена. Оживляет сюжет и соперничество двух красавиц – холодной блондинки Карен (Эва Шикульска) и страстной брюнетки Ивоны (Гражина Маржец) за внимание пана Томаша, как бы не замечающего действительного смысла главной игровой подсказки – Ibi Thesaurus Tuus, Ubi Cor Tuum.

Расслабленному прохождению игры немало способствует и то, что российский зритель – в отличие от польских кладоискателей – знает: караван судов с сокровищами тамплиеров лишь на время остановился у берегов польской Ганзы, а затем проследовал дальше – в Прибалтику (именно в Латвии в 1947 году искал клад храмовников известный советский ученый Игнатий Стрелецкий, опиравшийся на данные из архива “Аненербе”), чтобы наконец встать под разгрузку на берегах озера Ильмень, где в 1308 году гостей, пострадавших от "всея неправды князя галлов и папы" встречал московский князь Юрий с архиепископом Новгородским. Тамплиеры знали, что здесь – в заповедной глуши близ Переславля-Залесского (именно так: "лесная гора, столица земли лесной" – описывает эти края Вольфрам фон Эшенбах в романе "Персиваль") их сокровища и могущественные артефакты не будут использованы ни во вред, ни на благо человечества, а просто канут в бездну по схеме «занос - распил – откат».

7. Искатели затонувшего города.


В урожайном на хорошие квесты 1972 году начинающий режиссер Деви Абашидзе снял по сценарию Мераба Саралидзе картину, которая впервые в полной мере раскрыла возможности адвенчуры как неподцензурного медиаресурса. «Искатели затонувшего города» - это не просто увлекательная игра, это еще и медийное пространство для трансляции страстного атлантического манифеста – очередной отчаянной попытки Грузии обратить на себя внимание как на несправедливо забытую часть Средиземноморского мира. …Мальчишки из пионерского лагеря, прилепившегося к скалистым берегам Черного моря – неразлучные Каха, Дато и Паата (Каха Таварткиладзе, Дато Купарадзе и Паата Каландадзе) - и их подружка Гулико (Лали Андроникашвили), рассматривая коллекцию древностей, собранную местным старожилом – тайным атлантологом, оказываются на пороге удивительного открытия. Старик-садовник Эрмил (ветеран Чиатурского театра Михаил Вашадзе) рассказывает пионерам о затонувшем древнем городе. Зритель охотно подхватывает игру: садовник – это напоминание о райских садах - садах Гесперид, расположенных, согласно Диодору Сицилийскому, в легендарной Атлантиде. Каждый кавказец знает, что живет в библейском раю – колыбели человеческой цивилизации. Но не каждый из живущих на просторах прародины человечества подходит так близко к пониманию кавказского фюсиса, вмещающего всю полноту мира, как герои квеста Абашидзе. Юные пионеры, обзаведясь водолазным снаряжением, решают организовать экспедицию в неразведанные глубины Водного мира… «Аквалангисты – это не игра», - скажет скептически настроенный геймер и окажется неправ. Динамичный геймплей в эффектных локациях подводной пещеры, задачи на время в обрушивающемся прямо на головы искателей гроте, загадочные указатели, вспыхивающие в глубине скал и исчезающие в огне, и постоянное невидимое присутствие Очкастого (Отар Мегвинетухуцеси), препятствующего поискам истины – фильм играется как экшн-адвенчура с QTE-сценами. Но главный месседж авторов скрыт в мистериальной основе квеста: история кавказской Атлантиды – это зашифрованный текст, подобрать ключи к которому можно только на духовном уровне.

Похоже, Деви Абашидзе удалось донести это опасное послание до широкой аудитории. Иначе почему вскоре после прошедшей в 1973 году премьеры «Искателей затонувшего города» на рынок было выброшено огромное количество игр, пытающихся заболтать откровение о кавказских истоках атлантической цивилизации, о величии Кавказской расы, так трепетно восхвалявшейся Гегелем, выстроить конъюнктурные мифологемы, представляющие жителей Атлантиды, т.е. народы Кавказа, дикими монстрами могдаан и заарги, как в популярных «Вождях Атлантиды» (1977), или поменять кавказскую локацию Атлантиды на более привычную европоцентричному геймеру, как в Indiana Jones and the Fate of Atlantis, Tomb Raider: Anniversary и прочем консольном хламе. Фильм Абашидзе долгие годы оставался в тени этих поделок. Кто знает, может быть именно сейчас, когда Красная Атлантида, нависавшая ледяной глыбой над кавказским Эдемом, ушла на дно, старая история о кавказоцентричности европейской цивилизации наполнится новым содержанием.

8. Засекреченный город.


В это трудно поверить, но еще живы олдфаги, для которых «Засекреченный город» не тру, потому что они проходили его в реале. Малобюджетная адвенчура, сделанная знаменитым режиссером Михаилом Юзовским в 1974 году на общедоступном, фактически бесплатном движке – в реальных локациях пионерского лагеря «Ласпи» под Севастополем во время традиционной ролевой игры «Зарница» - не была первой в своем роде: в игровом сезоне 1970-71 годов популярностью у геймеров пользовались лагерные экшены «Мишка принимает бой» Олега Николаевского и «Вперед, гвардейцы!» Валерия Ахадова. Но Юзовский, взявший за основу пьесу «Первая смена» Андрея Кучаева, автора легендарного «Сафари в Торчкове», недавно скончавшегося в добровольном эмигрантском изгнании в Германии, превратил пионерскую адвенчуру в брутальный хак’н’слэшер с мрачной апокалиптической атмосферой. Уже само название пионерской RPG «Зарница» отсылает к люциферианским мотивам (интересно, что композитор Владимир Дашкевич – автор оригинального саундтрека к «Засекреченному городу», задающего ключевую тональность квесту, назвал одно из своих последних симфонических сочинений "Семь зарниц Апокалипсиса") - не случайно пионерский салют, повторяющий тайное приветствие баварских иллюминатов, символизирует встречу Пламенеющей звезды Денницы-Люцифера.

…Бестиальный трубач Андрей Белов (оменоподобный Сережа Якунин), единолично владеющий лагерным горном, упивается безграничной властью над лагерем. Безвольные слуги маленького Люцифера – Петька "Квас" и Сашка "Шахматист" (Саша Назаров и Эвальдас Микалюнас) – по его команде начинают травить скромного новичка – сына сапожника Борю (Андрюша Куприянов). Пока горн находится в руках Сатаны, никто не сможет воспротивиться его власти. Но Боря принимает отчаянное решение выкрасть этот золотой фаллос из пионерского пантеона, чтобы высвободить призывный трубный глас Апокалипсиса, возвещающий начало Последней Битвы. Неожиданным союзником Бори становится другой лагерный аутло - младший брат горниста Белова Митька (любимый актер Михаила Юзовского Мичислав Михайлович Юзовский). Боря и Митька, ломая предусмотренный лагерным начальством план «Зарницы», открывают битву с Сатаной и его земными ставленниками, избравшими своим символом Пентаграмму – изображение Утренней звезды - Люцифера. Мистериальный квест с короткими паззлами и скоростной gore-шутер сливаются под звуки ангельского хора имени Локтева во внушительный и пугающий пионерский Армагеддон, ставя геймера перед последними вопросами. Где проходит граница лагеря? В каких лагерях не дают компот? Какое время отмеряют звуки горна? Какую угрозу таят в себе слова директора: «Если не найдете горн, всю смену будем бить в рельс»? Юзовский ясно дает понять, что отсидеться в окопе, а потом втихаря “пройти” игру на ютубе не получится. В вышедшем спустя пару лет коллективном трибьюте «Засекреченному городу» - альманахе «Три веселых смены» - маленького Микошу, по нелепой случайности затянутого в водоворот пионерской военно-спортивной игры "Секретный пакет", спросят уже напрямую: "А ты за Луну или за Солнце?"

9. Тайна горного подземелья.

Суперуспешная перезагрузка “пещерной” франшизы, осуществленная опытным режиссером Львом Мирским в 1975 году на студии Горького по мотивам повести Максуда Ибрагимбекова «За все хорошее – смерть», вернула квесту прежнюю жанровую чистоту и убедительно доказала, что точно выверенная атмосферность может удерживать внимание игрока не хуже, чем бездумный экшн. «Тайна горного подземелья» - это первый сурвайвал-хоррор, в полной мере использующий психологические техники устрашения, хотя и отдающий дань таким классическим бу!-эффектам, как черепа и кости, внезапно выхватываемые лучом фонаря в темной пещере.

... Четверо пионеров решают добраться до своего альпинистского лагеря не на автобусе, а короткой дорогой через крутой высокогорный перевал. В поисках укрытия от неожиданно налетевшего снежного бурана школьники попадают в гигантскую пещеру, в годы войны оборудованную фошистами под секретный склад, а наутро обнаруживают, что вход в пещеру завалило камнепадом. Мачо Борис (Александр Донец), бета Алик (Володя Рудько), первая красавица лагеря Кама (Инна Палехова) и ботан Марат (Павел Хлесткин) оказываются замурованными в каменном плену - герои сериала «Школа» в нарративе сериала «Лост». В поисках выхода из смертельной западни герои проведут несколько дней, а зрители – полтора часа напряженного геймплея. Игра проходится, а точнее – проживается – за один раз именно благодаря инициатическому сюжету, ради верности жанру упакованному в оболочку рычажного квеста. Неизбежный спойлер: «Тайна горного подземелья» - это действительно рычажный квест в его первозданном виде – тайный выход их подземелья открывается при помощи неприметного рычага в стене, снабженного надписью, угрожающей расстрелом за его использование. Но прежде чем выход найдется, герои и геймеры испытают целую бурю эмоций – от истерического закликивания экрана в надежде найти хоть какую-нибудь подсказку, до прострации в ожидании неизбежной голодной и холодной смерти.

Трудно сказать, почему эта уникальная интерактивная драма осталась единственной в своем роде. Скорее всего, рынок игр не увидел ее потенциала, сделав ставку на демонстрацию новых технических возможностей. На подходе уже были первые 3D – безумный «Мир в трех измерениях» (1979) Юлии Солнцевой-Пересветовой, хранительницы наследия Довженко, и ньюк-панк Вилена «Валериана» Новака «Третье измерение» (1981), - сослужившие адвенчурам дурную службу. Очень скоро жанр наткнется на невидимую стену и побежит на месте, как низкополигональный персонаж простенькой бродилки.

10. Ларец Марии Медичи.


В 1972 году Еремей Иудович Парнов в своем бестселлере «Ларец Марии Медичи» писал о том, что считавшийся безнадежно утраченным Ковчег завета находится в СССР, как о деле решенном и общеизвестном. И действительно, где же еще быть Кивоту Могущества, как не в стране победившего Апокалипсиса, в полном соответствии с предсказанием Иоанна Богослова? В 1973 году Джордж Лукас, ошеломленный откровениями Парнова, написал свой фанфик под названием «Приключения Индианы Смита», согласно которому Ковчег был укрыт в развалинах древнеегипетского города Танис. В действительности последним пристанищем Ковчега стал православный собор Святейшей Девы Марии Сиона в городе Аксуме – древней столице Эфиопии на севере страны. Именно туда в 1974 году первым делом отправились революционные повстанцы под руководством Менгисту Хайле Мариама, чтобы изгнать излишне любопытных английских археологов. Настоящее сражение за Ковчег Могущества только начиналось… Летом 1977 года караван из пятидесяти советских судов, доверху груженых военной техникой, прошел через Суэцкий канал в направлении эфиопского порта Массауа. В это время Лукас, встретивший на Гавайях своего бывшего одноклассника Спилберга, продемонстрировал ему свои первые наработки к «Искателям утраченного ковчега». В 1979 году, в разгар ожесточенных боестолкновений между советскими войсками и сепаратистами провинции Эритрея на подступах к храму Святейшей Девы Марии Сиона, режиссер Рудольф Фрунтов запустился на «Мосфильме» с полнометражным квестом «Ларец Марии Медичи». В сентябре 1979 года хорошо осведомленный о действиях конкурентов Лукас полностью переключился на продвижение «Индианы Джонса и Искателей утраченного ковчега». Съёмочный период «Индианы» начался в июне 1980 года, когда Фрунтов с «Ларцом» уже ушел на долгий мосфильмовский постпродакшн. Спилберг отчаянно спешил и ухитрился таки снять фильм всего за 73 дня. Последнее кинематографическое сражение закончилось вничью: обе картины вышли в широкий прокат одновременно - в июне 1981 года. Точку в этой истории спустя десять лет после двух громких премьер (на «Ларец» пришли 23 миллиона зрителей, а «Искатели» собрали более 383 миллионов долларов) поставил Народный фронт освобождения Тиграйи, вместе с другими повстанческими движениями освободивший страну от советских искателей утраченного Ковчега.

Значит ли это, что местонахождение Ковчега известно? Нет, он по прежнему остается одним из самых известных макгаффинов в мировой истории, а Лукас имеет дерзость называть его лучшим из придуманных им (?!) макгаффинов для франшизы Инди. Что думал по этому поводу недавно ушедший Еремей Парнов, неизвестно, но, к счастью, остались книга и снятый по ней фильм, которые свидетельствуют о первенстве советского автора лучше любых слов. …В качестве двигателя нарратива «Ларца» используется, как всегда у Парнова, хитросплетение из маргинальных мистических и метанаучных учений. В лабиринте катарской ереси и оккультных нацистских ритуалов, полном загадочных головоломок и задач на время, предстоит разобраться капитану милиции Владимиру Люсину (Валерий Рыжаков, запомнившийся зрителю по главной роли в вампирской саге «Юркины рассветы»). Вместе со своим напарником — талантливым ученым и музейным экспертом Юрием Березовским (старательно смешной Анатолий Егоров), своей трогательно наивной верой в русскую судьбу Ковчега мифологизирующим само знание о нем, Люсин начинает расследование, ведущее его по мистической тропе символов (жезл, аметист, рубин, звезда Флоренции, крест и роза) сквозь глубь веков к событиям недавнего прошлого. Следователь и ученый - вместе со зрителем, привычно жмакающим воображаемой мышью по экрану, когда на нем появляется интерактивная карта альбигойских сокровищ, - продвигаются к невероятной истине, но вставший на их пути оборотень-маньяк Остапчук-Ванашный (убедительно зловещий Даниил Нетребин) не остановится ни перед чем, даже перед убийством Посланца из бездны от Князя тьмы. Отличная детективная история с симпатичными загадками и открытым финалом обещала увлекательный сиквел, но новые квесты о столкновении инспектора Люсина и историка Березовского со зловещими иллюминатами в темных мирах аутсайда ("Третий глаз Шивы" и «Мальтийский жезл»), увы, остались на бумаге. Кинофраншизу оседлал хваткий Спилберг, а через пару десятков лет от библиотекарей, охотящихся за обломками Копья Судьбы, стало рябить в глазах… Жанр зашел в тупик, из которого, кажется, уже не имеет шансов выбраться.

9.50 КБ
Такова моя 10-ка лучших фильмов-квестов. А какие кино-адвенчуры нравятся вам? Было бы интересно знать.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →