moskovitza (moskovitza) wrote,
moskovitza
moskovitza

Category:

Виктор Живолуб и русский фронтир.

11,41 КБ
Прекрасный российский режиссер Виктор Живолуб родился 21 ноября 1932 года и пришел в кинематограф в начале 70х годов прошлого века. В историю российского кино Виктор Николаевич несомненно войдет как режиссер, давший новое прочтение темы русского фронтира. Неслучайно начало работы Живолуба в кино совпало с выходом на экраны фильма американского режиссера Пенна «Маленький Большой Человек». Этот фильм по праву считается переломным в истории вестерна, привносящим в жанр психологизм, отсутствоваший у картонных персонажей Джона Уэйна и ему подобных. Но если Пенн после своего шедевра вступил в пору затянувшегося творческого кризиса, то Виктору Живолубу его новая психологическая трактовка темы фронтира напротив, приносила одну творческую удачу за другой. Его фильмы, складывающиеся в пенталогию, показывают нам не событийную канву, как классика советского фронтира «Тринадцать» Михаила Ромма или некоторые серии «Государственной границы». Нет, каждым своим непростым, умным, и в то же время увлекательным фильмом Живолуб раскрывает фронтир как психологическое пограничье, где человек искушается - жить ли ему жизнью пограничника - стража космоса, или врага (диверсанта, контрабандиста, шпиона), сеещего хаос.
Вот эти фильмы:
ПРАВО НА ВЫСТРЕЛ (1981)
КАЗАЧЬЯ ЗАСТАВА (1982)
ПРИКАЗАНО ВЗЯТЬ ЖИВЫМ (1983)
БАРМЕН ИЗ ЗОЛОТОГО ЯКОРЯ (1986)
КАРПАТСКОЕ ЗОЛОТО (1991)
Два из пяти фильмов цикла Живолуба о русском фронтире стали в свое время лидерами проката. Ленту «Приказано взять живым» посмотрело в 1984 году 21.1 млн. зрителей, а на «Бармена из «Золотого якоря» спустя два года пришло 17,2 млн. человек. Эти фильмы получили и высокие правительственные награды – режиссер дважды становился обладателем Премии КГБ СССР за лучшее произведение в области литературы и искусства за произведения о деятельности органов и войск КГБ СССР.
ПРАВО НА ВЫСТРЕЛ

Пограничный сторожевой корабль, которым командует Алексей Никитин неся патрульную службу, обнаруживает неправомерные действия иностранных рыболоветских судов в наших территориальных водах. Особое подозрение вызывает шхуна "Киеси". Опытный командир разгадывает хитроумные уловки противника и начинает преследовать шхуну. Идет долгая трудная погоня. Ведь "Киеси", замаскированное под краболова разведывательное судно, стало базой подводного пловца-шпиона... В фильме снимался блестящий актерский ансамбль, в котором выделяется конечно исполнитель эпизодической роли легендарный Талгат Нигматулин.

КАЗАЧЬЯ ЗАСТАВА

Фильм рассказывает о приключениях амурского казака Алексея Бутова. Он ушел на фронт в Первую Мировую, был ранен и попал в плен, бежал, учавствовал в революции, воевал в Гражданскую на стороне красных. И вот, наконец-то, в 1923 голу вернулся домой, на Амур. Но здесь все считали его погибшим. Жена Марья не выдержала и вышла за муж за его лучшего друга, у них растет дочь, а родной сын не признает в нем отца. Бутову надо как-то жить дальше и он решает защищать границы от набегов китайцев и орудующей в этих местах недобитой белогвардейской банды. Станичники из уважения перед боевыми заслугами выбрали Алексея своим вожаком. Организовав восстановление пограничной вышки, Бутов возглавляет борьбу за Советы на востоке страны... Блестящая актерская работа Борислава Брондукова и музы режиссера Анны Твеленевой (на фото она с Николаем Еременко-младшим в другом фильме Живолуба – потрясающей мелодраме «Я буду ждать»).

ПРИКАЗАНО ВЗЯТЬ ЖИВЫМ

К начальнику пограничной заставы старшему лейтенанту Астахову, потомственному пограничнику, приезжает жена. Молодая женщина даже не подозревает, насколько опасна и трудна служба ее любимого мужа. Ведь на границе постоянно надо быть на чеку. Каждый день на заставе что-нибудь происходит. Сначала границу перешла женщина с ребенком. Потом - некий Спиридон Долидзе, счетавшийся погибшим еще в 1942 году. А теперь под покровом ночи на черном дельтаплане границу перелетает шпион. Миллионы зрителей с замеранием сердца следили, как любимица всей страны Александра Яковлева-Аасмяэ в роли жена Астахова задерживает опасного шпиона под музыку Евгения Крылатова. Роль в этом фильме стала первой работой в кино Сергея Маковецкого. Как любит вспоминать актер, работали все очень дружно и самоотверженно.

БАРМЕН ИЗ “ЗОЛОТОГО ЯКОРЯ”

В этой работе наиболее ярко раскрыто понимание Живолубом психологической сути русского фронтира. Судьбы двух школьных товарищей сложились по-разному: один стал офицером пограничных войск, а другой устроился барменом в ресторане портового города Приморска и оказался втянутым в операцию, тщательно разработанную иностранной разведкой. Бармен портового ресторана присвоил себе бумажник с крупной суммой валюты, «случайно оброненной» в его машине членом команды иностранного судна, после чего попал в разработку западных спецслужб. О степени морального разложения бармена и его подруги можно судить по их непреодолимому желанию посетить концерт знаменитой поп-группы (в фильме играет группа "Машина времени" и звучит песня "Оторвись от забот, пусть тебе повезет"). Зритель, как и герои умело поставлен режиссером в ситуацию выбора между порочной чувственностью Татьяны Догилевой и обаянием невинности Натальи Вавиловой.

КАРПАТСКОЕ ЗОЛОТО

Фильм рассказывает о трагических событиях, происходивших в послевоенных Карпатах. Сложная судьба постигла главного героя ленты - молодого лесничего Крапивича, служившего в войсках СС, а потом в ОУН. Конец 40-х. В НКВД поступает шифровка: группа немецких диверсантов ищет карпатское золото. С целью опередить врага чекисты вербуют лесничего. Вместе с чекисткой Ольгой они должны, якобы, искать место для вырубки леса. На самом деле перед Крапивичем поставлена задача охранять Ольгу, которая собирает информацию о действиях немецкой группы диверсантов, оставляемую в тайниках отрядом преследования, и ищет золото... В фильме взошла актерская звезда Евгения Миронова.

«Карпатское золото» стало последним фильмом из серии о русском фронтире. Спустя год русский фронтир сьежился как шагреневая кожа, а фильмы Живолуба исчезли из наших кинотеатров. Но новое время – время возрождения России - принесло сразу две хорошие новости. В прошлом году возродилась премия ФСБ в области литературы и кино, а новый фильм режиссера Живолуба был включен в творческий план студии Горького. Как следует из пресс-релиза самой киностудии фильм с рабочим названием “Встретимся на границе ” раскажет «о работе российских пограничников и таможни с наркобизнесом». Остается только пожелать Виктору Николаевичу здоровья и творческого долголетия и ждать новой волнующей встречи с певцом русского фронтира.


UPD чтоб не забыть вот сообщества куда я выкладывала этот пост для обсуждения:

http://community.livejournal.com/ru_kino/4463428.html
http://community.livejournal.com/kinoclub/613033.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments