moskovitza (moskovitza) wrote,
moskovitza
moskovitza

Category:

Twilight in the Underworld: с «Ночи Председателя» до «Юркиных рассветов» - 8.



Предыдущий выпуск здесь


Колхозная Готика.

Картины Колхозной Готики - мрачные, сумеречные, полные неясных теней, всегда черно-белые, или, в крайнем случае, «выдержанные в рембрандтовских тонах», как аттестовал Ян Фрид свой фильм «Чужая беда», поставленный на «Ленфильме» по сценарию Григория Бакланова. Колхозная деревня в них предстает средоточием абсолютной тьмы, имманентным злом, не оставляющим никакой надежды.

Готичный председатель.



Готичный колхозный Председатель всегда безумен, всегда несчастен, всегда ощущает себя жертвой непреодолимого рока, затягивающего его в водоворот запретных страстей. Председатель колхоза в Лесных Озерах Федор Денисов из «Чужой беды», повздорив с новым парторгом Морозовым, бросает вверенное ему хозяйство и жену Пелагею и уходит к порочной любовнице Александре (ослепительная Дзидра Ритенберга).

Матерый председатель колхоза Елизавета Ураганова (Вера Марецкая в фильме Веры Строевой "Полюшко-поле" по сценарию Марии Смирновой), пережившая в годы войны нападение стаи волков, уводит из семьи немолодого директора МТС Николая Холина (Всеволод Санаев), пресыщенного колхозным строительством ("Выйду в поле, и глаза бы не глядели: скука, скука..." - откровенничает демонический герой адюльтера, ставшего предметом расмотрения на бюро райкома).Сумрачные непросыхающие насельники хутора Веселый-2 затягивают в деревенскую трясину энергичного управляющего отделением кубанского совхоза Белоконя (Юрий Волков в фильме Михаила Спивака «Легкая командировка» по повести Анатолия Знаменского «Осина при дороге»), интригами подкладывая под него «на предмет сожительства» звеньевую Грушку Зайченкову.



Председатель колхоза «Заря» Захар Столетов (Алексей Глазырин в фильме Виктора Трегубовича и Сергея Антонова «Знойный июль»), задвинув во френдзону влюбленную в него свинарку Варвару, вступает в сложные отношения любовного притяжения-отталкивания с молодым агрономом Светланой Никитиной, оказавшейся в итоге его родной дочерью. Инцест в колхозной готике - такая же важная тема, как и снохачество: председатель донского колхоза Николай Никитин (готичный Владислав Дворжецкий в фильме Алексея Салтыкова «Возврата нет» по одноименной повести Анатолия Калинина) бросает свою старую жену - бывшую колхозную Председательшу Антонину Каширину ("лицо" Колхозной Готики Нонна Мордюкова) и начинает беззастенчиво ухлестывать за своей снохой, учительницей сельской школы Ириной, катая ее на мотоцикле по деревенским колдобинам на глазах у изумленных односельчан. Колхозник Авдей Угрюмов (готичный Леонид Марков в фильме Николая Москаленко «Русское поле» по сценарию совписовского генерала Михаила Алексеева) бросает старую жену Федосью Леонтьевну (Нонна Мордюкова), трудолюбивую дочь колхозного председателя Леонтия Сидоровича, и уходит к меркантильной посадской мещанке Наденьке, обретая сомнительное счастье ценой гибели своего сына Филиппа (сын Нонны Мордюковой Владимир Тихонов; через год этот семейный дуэт вернется к зрителю в фильме Александра Сурина «Два дня тревоги» из линейки Кулацкой Готики исторических "Хроник тьмы": Тихонов сыграет чекиста под журналистским прикрытием, преследующего банду подкулачников, возглавляемую тайным врагом Советской власти, заместителем председателя сельсовета Маврой Григорьевной (Мордюкова)).



В первой совместной картине Москаленко и Алексеева «Журавушка» обезумевший от похоти председатель колхоза «Рассвет» Василий Маркелов бросает свою жену Дуню и начинает - под ироничные комментарии грозы деревни Выселки Глафиры Огреховой (Нонна Мордюкова) - домогаться доярки Марфы Луниной (Людмила Чурсина), преследуемой призраком погибшего мужа («Заглянула в колодец, а там Петя - и так руками все манит, манит») и влюбленным в нее колхозным парторгом Михаилом Стышным. Молодой женатый директор совхоза им. Розы Люксембург Михаил Рожков (Сергей Варчук в фильме Анатолия Васильева «И вся любовь» по сценарию Сергея Бодрова и Ирины Васильевой), воспылавший безумной страстью к выпускнице сельхозтехникума, «маленькой дряни» Вале Диденко (блестящий дебют Ирины Бяковой), теряет все в столкновении с секретарем райкома Иваном Андреевичем (Юрий Платонов), слепившим из молодой трактористки передовика производства и народного депутата, и отправляется под суд за хозяйственные махинации.



Если готичному организатору колхозного строительства чудом удается избежать испепеляющей любовной страсти, неумолимый рок посылает ему иное испытание. Молодой, счастливо женатый Роман Бакланов (Юлиан Панич в фильме Юрия Музыканта и Соломона Селектора «Всего дороже» по сценарию Сергея Воронина), назначенный председателем колхоза «Восход», заключает договор с дьяволом: фиктивная накладная, выписанная им непутевому тестю, шоферу Семену, продавшему «налево» колхозное сено, попадает в руки кладовщика-махинатора Игната Зернышко (пугающий Аркадий Трусов). Демонический Зернышко пытается шантажом вовлечь председателя в свои махинации с перепродажей колхозной картошки через коррумпированного рыночного торговца Шарманкина, и Бакланов, поняв, что его жизнь разрушена, начинает страшно пить на виду у всего села и неприкаянно бродить по пустым холодным полям. Бравый дембель Виктор ( Юрий Саранцев в фильме Иосифа Шульмана и Андрея Макаенка «Счастье надо беречь») счастливо женат на красавице Ларисе и самотверженно трудится на ответственной должности колхозного бригадира в родном селе. Ему удается подавить смятение, вызванное хищным поцелуем плотоядной свинарки Катюши (Дзидра Ритенберга), но неумолимый рок появляется на пороге его дома в личине нечистого на руку бывшего бригадира Шандыбовича (демонический Виталий Полицеймако - идеальное попадание в образ изначального немотивированного зла, преследующего героев Колхозной Готики). Шандыбович, назвавшись отцом Виктора, уговаривает его скрепить кровью договор с дьяволом - совместно подписать подложный акт о гибели колхозных поросят. «Хитрый дьявол, комбинатор, - в пьяном отчаянии бормочет отчаявшийся Виктор, подсаженный на самогон Шандыбовичем, которого проницательный старик Лукашонок называет «гадом ползучим», - Негодяй, попутал меня!».



Неотступная тень преследует молодого специалиста, выпускника Всесоюзной сельскохозяйственной академии Ядгара Хамидова (Ульмас Алиходжаев в фильме Учкуна Назарова «Порыв» по сценарию заместителя министра культуры Узбекской ССР Сабира Мухамедовича Мухамедова), приехавшего в родной кишлак и избранного председателем отстающего колхоза «Маяк». За свои попытки пересеять пораженное вредителями хлопковое поле он получает нож в спину, и следователю Курбанову придется немало потрудиться, чтобы приоткрыть завесу тьмы. Гибелью любимого расплачивается вновь избранный председатель высокогорного животноводческого колхоза Алтынай (Джамал Сейдакматова в фильме Алексея Очкина «Девушка Тянь-Шаня по сценарию Михаила Аксакова и Касымалы Джантошева) за принятое решение перевести отары через перевал на новые пастбища. Назначенный директором отстающего целинного совхоза «Фархад» в Голодной степи немолодой вдовец Карим Мурадов (Алим Ходжаев в фильме Латифа Файзиева «Второе цветение» по сценарию Владимира Крепса) решает промыть засоленные участки и построить жилье для селян за счет нецелевого использования средств и погружается в липкий морок шантажа и безумия, наведенный бывшим директором - интриганом и кляузником Ахмедовым (Раззак Хамраев), умело манипулирующим редактором районной газеты Зухрой (Зухра Таджибаева), как две капли воды похожей на свою сестру Фатиму - покойную жену Мурадова.  Попытки нового совестливого председателя колхоза «Октябрь» Бориса Яроша (Леонид Бакштаев в фильме мирдовженковца Исаака Шмарука «Простые заботы» по сценарию Семена Жураховича) ввести передовые методы управления увязают в болоте интриг и дрязг колхозных баб, бьющихся за заветное место в составе делегации, направляемой на районное совещание передовиков производства.


Готичный Секретарь.



В темной атмосфере упадка и разложения проявляются вампирические черты партийных Секретарей. Секретарь райкома в фильмах Колхозной Готики - стильный декадент и опасный маньяк: почувствовав запах крови, он часто забывается и - в погоне за своей добычей - приоткрывает подлинную повестку партийной вампирской Камарильи. О партийных вампирах, свивших гнездо в белорусском селе Криницы, рассказывает одноименный фильм, поставленный Иосифом Шульманом по роману Ивана Шамякина. Готичный секретарь Журавского райкома Артем Бородка (Лев Золотухин), забыв о жене и детях, крутит роман с фигуристой сельской учительницей Мариной Остаповной, отжав для своих забав дефицитную школьную квартиру («Ездит о чужие подушки лысину вытирать», - шипит за его спиной школьная уборщица),  а его подручный - злобный Инструктор райкома Шаповалов терроризирует стонущих от спущенного из района непосильного плана сельхозработ колхозников. «Когда не выполнен план хлебосдачи, никакой выдачи на трудодень!» - беснуется Инструктор. «За восемь лет на трудодни не выдали ни грамма, все забирают в по приказу Бородки», - плачутся голодные крепостные новому директору школы Михасю Лямешевичу (Эдуард Павулс), который объявляет войну послушному исполнителю воли районных вампиров - председателю колхоза Мохначу, выгоняющему полудохлых баб на полевые работы и сжигающему тайно накошенное ими для личных коровенок сено.



Догматичный секретарь сельского райкома Баимов (Михаил Воронцов в фильме-спектакле Василия Чирикова «Тринадцатый председатель» по одноименной пьесе Азата Абдуллина в постановке театра имени Вахтангова) устраивает показательную судебную расправу над председателем колхоза Сагдаевым (Василий Лановой), демонстративно попирающим правовые нормы под предлогом «развития сельскохозяйственного производства».  Заматеревший секретарь Алгабасского райкома Сабыр Баянов (Шакен Айманов в главной роли собственного фильма «В одном районе» по сценарию, написанному им при участии Игоря Саввина) принимает вызов молодого амбициозного зоотехника Дюсена Бектасова (Асанали Ашимов), решившего искоренить в районе традиционное овцеводство и  начать разводить уток и свиней. Коррумпированный секретарь Кымпенского райкома Михай Спыну (Борис Зайденберг в фильме Николая Гибу «Ваш специальный корреспондент» по роману Михаила Чиботару «Пути-дороги») покрывает своего дружка по вампирским утехам - панковского председателя передового колхоза Леонида Жигана, держащего в страхе крестьян и жестоко расправляющегося с  семьей совестливого председателя сельсовета Сырбу при помощи демонической подручной - колхозного парторга Марианны Дрыган (Клара Лучко в своем любимом образе "Черной души"). Демонический секретарь райкома Андрей Банче (Борис Бекет в фильме Анатолия Ромашина «Без надежды надеюсь» по сценарию Георге Маларчука), всевластный хозяин Стройканского района, с видимым удовольствием отравляет воды Днестра, уничтожает виноградники, зарывает в землю урожай помидоров, вырубает вековые дубравы и сооружает на их месте Дворец культуры, в подземелье которого организует первоклассный райкомовский бордель «Рай», штат которого полностью укомплектован обольстительными местными пейзанками.



Вновь назначенный секретарь Коршуновского райкома Павел Мансуров (готичный Виктор "Крокодил" Авдюшко в фильме Моисея Швейцера «Тугой узел» по одноименной повести Владимира Тендрякова), забыв о жене, грязно домогается юной красавицы Кати, невесты сына своего предшественника - недавно умершего секретаря райкома Комелева, пока его подручный - Инструктор райкома Оводенов - заставляет крепостных сельхозартели «Труженик» выполнять мегаломанские планы районных вампиров. Результатом усилий Мансурова и Оводенова становится массовый падеж скота в районе, а старый Председатель Федот Мургин накладывает на себя руки со словами: «Остается одно: ложись под образа да выпучи глаза». Демонический секретарь райкома Иван Иваныч Рачук (Петр Любешкин в фильме Киры и Александра Муратовых «Наш честный хлеб» по сценарию Ивана Бондина) берет в оборот неопытного и самоуверенного выпускника сельхозинститута Сашко Задорожного (Олег Фандера), занявшего должность председателя колхоза «Добрый путь», которым более 30 лет по-панковски руководил его отец Макар Иваныч (Дмитрий Милютенко).  Коварный начетчик и очковтиратель Рачук («Как дойдет до дела, так все вывернет наизнанку, что мама родная не узнает», - говорит о нем старый председатель) заставляет Сашко резко увеличивать надои, впаривает неработающие механические доилки, обещает подкинуть концентрат для корма скоту и быстро доводит колхозное хозяйство до полного развала.


Готичный Исполкомовец.

Когда Секретари и инструкторы впадают в торпор в своих сумрачных вампирских замках-райкомах, на кровавую охоту в колхозы отправляются их подручные из органов т.н. «советской власти» - председатели райисполкомов. Вампирский председатель Большеозерского райисполкома Королев по кличке "Король степей" из фильма Александра Зархи и Иосифа Хейфица  «Драгоценные зерна» по сценарию Эсфири Бурановой смущает неокрепший ум студентки Антонины Уваровой («В хозяйственных делах не всегда приходится идти по букве закона»,  - нашептывает он на ухо молодой журналистке, направленной в район на преддипломную практику) и откровенно коррумпирует председателя колхоза «Победитель» Бережного, вынуждая того давать взятки в умело созданных условиях тотальной Нехватки. Демонический Председатель райисполкома Борис Орлов (Борис Кудрявцев в мирдовженковском сериале Бориса Савченко и Бориса Ивченко «Память земли» по мотивам одноименного романа Владимира Фоменко), намеревающийся во что бы то ни стало затопить донской хутор вместе с избами, могилами и станичниками в ходе создания Цимлянского водохранилища с целью засоливания и резкого уменьшения продуктивности Азовского моря, сводит в могилу совестливого Председателя сельсовета Степана Конкина (Игорь Старков). Плотоядный районный начальник Леван Гелашвили из фильма Давида Рондели с говорящим названием «Тень на дороге» по сценарию Константина Лордкипанидзе и Эммануила Фейгина, чтобы остаться наедине с красавицей Нино - невестой совестливого пастуха Гиорги Чохели, приказывает тому срочно увести отару на высокогорное пастбище, а после гибели скота пытается коррумпировать пастуха, сделав его своим соучастником. Демонический молодой специалист Саидов (Мухаммеджан Касымов в фильме Бенсиона Кимягарова «Как велит сердце» по сценарию Мирзо Турсун-заде и Зинаиды Филимоновой), втершийся в доверие к председателю райисполкома, смещает с поста пожилого агронома земельного отдела Ибрагима Каримова (Лев Свердлин), и, чтобы окончательно уничтожить своего предшественника, обесчещивает его молоденькую дочь Хайри (Светлана Норбаева).



Авторитарный интриган, руководитель районного треста совхозов Куаныш Коркутов (Идрис Ногайбаев в фильме Шакена Айманова и Матвея Володарского «Мы здесь живем» по сценарию Шахмета Хусаинова, Владимира Абызова и Михаила Блеймана), цинично бросив беременную жену, отдает все силы борьбе с импульсивным директором целинного зерносовхоза «Комсомольский» в глухой казахстанской степи Ильей Кудряшом (Константин Барташевич), вознамерившимся обрабатывать тяжелые и неперспективные земельные массивы, и отступает только под натиском широко мыслящего секретаря обкома Беисова (Шакен Айманов не упустил случая сняться в своей картине) и совхозного парторга Сафарова. Начальник Вертишинского районного сельхозуправления Степан Басманов (Феликс Антипов в фильме Сергея Сатыренко и Людмилы Новичевской «Дождь будет» по одноименной повести Бориса Можаева), бюрократ и карьерист, плетет интриги против совестливого председателя колхоза «Счастливый путь» Петра Звонарева (Владимир Стеклов), пытаясь заставить его уничтожить травополье и распахать луга, чтобы вызвать ритуальный падеж скота. Попытавшегося честно хозяйствовать во вверенном ему колхозе Алексея Коваля (Андрей Гончаров в одном из последних фильмов Алексея Маслюкова «Повесть наших дней» по сценарию Маркиана Винокурова, известного киноманам по нашумевшей газетной рецензии «Путем беспринципности» на фильм Киры Муратовой «Долгие проводы») за преждевременную попытку заполучить технику из парка межколхозной МТС снимают с должности в результате интриг перестраховщиков из районного сельхозуправления.



Бывший председатель сельсовета Макар Шульга, перешедший на работу в райисполком, приезжает в колохоз, чтобы расквитаться с заподозрившей его в махинациях с кормовой базой и занявшей его место Христиной Жалюк (Ольга Хорькова) по прозвищу "Строгая женщина" (именно так называется написанный Михаилом Блистиновым центральный эпизод готической колхозной трилогии Иосифа Шульмана - певца родной белорусской земли, после завершения проекта "Мир колхозной тьмы" перебравшегося в Австралию). Коварный райисполкомовец Шульга, спевшийся с председателем колхоза Спиридоном Жилинкой, фанатичным гровером, незаконно занявшим отведенные под кормовую кукурузу площади посевами конопли («А у председателя нашего что на уме - одна конопля! - критикует Жилинку  дед Кондрат (колоритный Константин Скоробогатов), хотя и признается потом на деревенской свадьбе с прямодушием старого планокура: - Это очень хорошая трава!»), копает под Христину по всем направлениям: он разыскивает ее мужа, числившегося геройски погибшим, но оказавшегося потерявшим честь предателем («Мертвецы-то, оказывается, оживают», - ликует Шульга с вампирским оскалом), обвиняет дочь Христины Юльку в падеже телят и подкладывает ее под непутевого Семку, сына самогонщицы Степаниды (Елена Максимова).


Матери Тьмы.



Без участия хтонической Елены Максимовой обходится редкий фильм Колхозной Готики. Максимова - вместе с иконой колхозного мордора Мордюковой и королевой крипоты Верой Кузнецовой входит в легендарную троицу Черных матерей – колхозных Председательш, тайно управляющих Миром тьмы при помощи скорби, слез и стонов.



Канонический образ Матери стонов - Суспириум - создан Еленой Максимовой в фильме Моисея Швейцера «Чужая родня» по повести Владимира Тендрякова «Не ко двору". Героиня Максимовой - старая ведьма Варвара Степановна Шубина, председатель колхоза «Новый путь», не только держит в черном теле стонущих от ее самоуправства жителей деревни Сухомлиновской (не выделяет тягловый скот для пахоты и сева на приусадебных наделах колхозников, а косить траву для личных коровенок разрешает только на отдаленных неудобьях и кривых вырубках), но и ухитряется разрушить молодую семью механизатора Федора и Стешки (Нонна Мордюкова), которая обращается к Председательше - и - своим землякам со словами, исчерпывающе описывающими персонажный сет Мира колхозной тьмы: «Это все ты, ты змея (sic!) подколодная, ненавижу! - и - «Волки (sic!) вы все, жить со свету хотите!»

Матерью слез - Лакримарум - предстает Нонна Мордюкова в фильме Юрия Егорова и Будимира Метальникова «Простая история». Отчаявшиеся односельчане выбирают овдовевшую Александру Потапову председателем разоренного нечерноземного колхоза, выживающего в условиях тотальной Нехватки. «С хлебом в наших краях сам знаешь как: то вымерзнет, то вымокнет, - плачется Потапова заехавшему с проверкой и закрутившему с Председательшей шашни Секретарю сельского райкома Андрею Егорычу Данилову (Михаил Ульянов, известный игрокам Мира тьмы по готическому корбуку «Председатель"), - Половину сена для коров пропили да растащили. Ты попробуй у нас в районе концентрат достать. А весной скотину опять резать будем».  Счастливо женатый и растящий сына секретарь райкома, слезая с разомлевшей от мужской ласки Потаповой, слушает ее в полуха, не спеша поделиться сокровенным партийным знанием (Нехватка - важный инструмент Маскировки), и совестливо отводит глаза, чтобы не видеть ее слез: запретной любви партийного вампира и колхозного оборотня нет места в Мире тьмы. В вольном ремейке «Простой истории» - фильме Алексея Салтыкова и Юрия Нагибина «Бабье царство» - лишившаяся сына, мужа и родного дома жительница деревни Конопельки Надежда Петровна (Римма Маркова) выдвигается односельчанами в председатели колхоза «Заря» («Нашему колхозу дьявол нужен, и такой человек у нас есть», - аттестует демоническую Надежду деревенская баба Анна Сергеевна) и попадает в омут запретной любви к женатому Инструктору райкома Павлу Якушеву (Петр Чернов).

На пугающую роль Матери тьмы - Тенебрарум - создатели фильма «Половодье» - режиссер Искра Бабич и сценарист Роза Буданцева пригласили криповую ленинградскую актрису Веру Кузнецову. Мертвецкая старуха-Председательша Анна Гавриловна Пронина по привычке старается сделать жизнь своих колхозников невыносимой, отбирая у них в колхозное стадо последних коровенок и не разрешая латать покосившиеся гнилые избы, но оживает она только предаваясь воспоминаниям о том, как в годы коллективизации в одиночку ломала хребет местному кулаку - удивительному провидцу Федьке Грибанову: «Неистовый был враг, любил повторять: "Супротив человека эти колхозы, не рухнут сами, так ваши дети или внуки ваши подсекут их под корень". А за ним-то шло все село, а за нами - только песня "Мы наш, мы новый мир построим"». Разумеется, Мать тьмы не может не разрушить молодую семью трудолюбивого Зиновия (Валентин Зубков) и телятницы Даши Стрешневой (Галина Яцкина). Старуха Пронина, заменившая деревенской сироте Даше мать и выхлопотавшая для нее сверхмощную партийную сигилу - звезду Героя Социалистического Труда, буквально утаскивает ее за собой в мир нежити: Даша теряет сознание на могиле Матери тьмы и не возвращается в мир живых даже когда отчаявшийся Зиновий срывает с нее вампирскую пентаграмму и бросает об пол с криком: «Это она тебе все заслонила!»



Режиссер Лев Кулиджанов и сценарист Будимир Метальников собрали трех Черных матерей в уникальном кроссовере - фильме студии Горького «Отчий дом».  Вера Кузнецова здесь предстает в привычном образе Матери-сырой земли - жуткой деревенской старухи Натальи Авдеевны, внезапно возникшей на пороге квартиры благополучной городской семьи, удочерившей в годы войны ее дочь Таню. Таня с ужасом и отвращением смотрит на стоптанные кирзачи деревенской торговки молоком, из которых как будто прорастают волчьи когти, но зов Тьмы оказывается сильнее, и несчастная девочка решает съездить на каникулы в деревню биологической матери, еще не зная, что из Мира колхозной тьмы возврата нет. В жуткий омут деревенской жизни Таню затягивают макабрическая старуха-оборотень Макариха (Елена Максимова), утащившая из колхозного коровника мешок отрубей, чтобы подкормить свою скотинку и не дать опухнуть от голода дочке Нюре, и почерневшая от беспросветного одиночества бывшая колхозная Председательша Степанида (Нонна Мордюкова), безнадежно влюбленная в нового Председателя Сергея Ивановича (Валентин Зубков). «Вот змея!» – безошибочно восклицает старуха Авдеевна, увидев как бездетная Степанида подпитывает свою Витэ, тайком тиская и зацеловывая деревенских ребятишек.





В девятом выпуске Краткого путеводителя по Миру колхозной тьмы: Кровавая Готика: Хроники тьмы- Геймплей Хроник тьмы - Хроники тьмы: Куркульская Готика.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments